НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ларина Е. В. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы «Играем в театр»

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Цель: Формировать умение детей инсценировать элементарные этюды, отражая некоторые игровые действия, передавая несложные эмоциональные состояния персонажей.
Программные задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
2. Познакомить детей с новыми словами: кукловод, варежковые куклы.
3. Обучать элементарным навыкам кукловождения.
4. Расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение.
6. Воспитывать доброту, а также умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Музыкальное сопровождение, ширма настольная, варежковые куклы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о театре, беседа об эмоциональных переживаниях людей, проведение игр-перевоплощений «Угадай, кто я?», «Делай как Я», «Море волнуется раз…», организация сюжетно-ролевой игры «День рождения куклы».
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап (организационный)
(Воспитатель обращает внимание детей на коробку)
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром пришла в группу, то увидела вот этот сундук. Я решила дождаться вас, чтобы открыть ее и посмотреть, что же там. (Воспитатель открывает коробку, достает шляпу, шарф и перевоплощается в режиссера)
Режиссёр: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? (ответы) Хотите узнать кто я? (Да!) Тогда нам надо с вами познакомиться. Я знаю игру, которая так и называется «Познакомимся».
- Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга. Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Начинаем?
- Я, режиссер, Елена! (Далее дети по очереди называют свои имена. В конце воспитатель снова повторяет, что он режиссер)
- Вот мы и познакомились.
Поисковый этап:
Режиссёр:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в волшебную страну.
- А где же происходит волшебство и чудесные превращения? (в сказке).
- А вы любите сказки? (да)
- А что больше любите, слушать или смотреть сказки? (смотреть)
- А где их можно увидеть? (в театре)
- Кто знает, что такое театр? Для чего в театр ходят люди? (ответы детей).
- Правильно, театр - это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи.
- А как называют людей, которые в театре изображают кого-то, играют роли? (актёры)
- Правильно, актеры. Актёры играют разные роли. Они на сцене могут перевоплотиться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.
Практический этап:
- А хотите, и мы с вами попробуем перевоплотиться в кого-нибудь?
- Подойдите ко мне, встаньте так, чтобы было всем удобно. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители.
Этюд «Котята»
(Педагог предлагает детям превратиться в котят и жестами их изобразить.)
И так, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома на осенний двор, принюхались к холодному воздуху, и вот подул сильный ветер и начался листопад! Котятам сначала это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но листопад прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.
- Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!
- Ребята, вот мы с вами побывали актерами, но есть такой театр, когда выступают не люди, а куклы. Как вы думаете, как называется такой театр? (кукольный)
- Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?
- Конечно, куклы!
- А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме? (помогают люди)
- Правильно! Куклам помогают оживать люди. Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.
- А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!
- Хотите узнать? (да)
- Тогда присаживайтесь. (воспитатель открывает сундук)
- А в сундуке с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? (воспитатель показывает кукол, учит действовать с ними)
- Эти куклы выступают на ширме, называются они – варежковые.
- Сегодня я расскажу вам как управлять этими куклами.
- Кукла из-за ширмы появляется постепенно, как будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - то та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?
- И еще я вам открою один секрет. В любом театре есть такая профессия – режиссёр, как я. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.
- Дети, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?
- Тогда, я предлагаю вам показать, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку «День рождения Машеньки». Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.
Физкультминутка
- Но сначала, давайте разомнемся.
Игра «Бабушка Маланья».
(Дети становятся в круг. Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями).
У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась за руки.
Жили в маленькой избушке.
Пять сыновей.
Все без бровей, Закрывают руками брови.
Вот с такими ушами, Показывают «большие» уши.
Вот с такими носами, Показывают «большой» нос.
Вот с такими усами, Показывают усы.
С такой головой. Показывают «большую» голову.
С такой бородой, Показывают «длинную» бороду.
Ничего не ели, Присаживаются на корточки.
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
- Кто хочет попробовать себя в роли кукловода? (дети по желанию выбирают себе куклу и присаживаются на стульчик) Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней. А кто без куклы, тот будет зрителем.
- У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла!
- Это - Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы - её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле оживать, ведь вы…(кукловоды)
- Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!
Сказка «День рождения Машеньки»
Жила - была девочка Машенька. Машенька, покажись! Она была очень весёлая и добрая. Её любили не только подружки, но и все зверюшки. (на ширме появляется кукла Маша, ребенок действует ей)
И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником.
Сначала к Машеньке пришёл котик (котик постепенно появляется на ширме)
Подошёл к ней и говорит: «Машенька, поздравляю тебя с днём рождения!» (котик слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно)
Девочка была очень рада приходу котика и говорит: «Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста».
Котик прошёл и сел на стульчик. А в это время по тропинке бежал зайка. (на ширме появляется зайка) Он увидел Машеньку и радостно сказал: «Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения!».
Девочка поблагодарила Зайку: «Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!».
Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.
Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке. (на ширме появляется лисенок)
Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: «Я поздравляю тебя с днём рождения!»
Маша сказала: «Спасибо, лисёнок, оставайся на празднике!»
Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел рядом с зайчиком. И тут все увидели, что вразвалочку идёт мишутка. (на ширме появляется медвежонок) Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: «Поздравляю с днём рождения!» Поздравил Машеньку и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: «Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!»
Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с котиком.
Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится, бельчонок. (на ширме появляется бельчонок)
Подошел он к имениннице и говорит: «Поздравляю тебя с днём рождения!
Маша была очень рада гостям. Она сказала: «Спасибо что вы все пришли меня поздравить!»
Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!
Кукол, ребята, давайте положим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.
Мне очень понравилось у вас в гостях. Но пора мне идти к себе в театр. Спасибо, ребята! Досвидания! (воспитатель снимает шляпу и шарф, убирает его обратно в коробку)
Рефлексивно-оценочный этап
- Где вы сегодня побывали? (в театре)
- В кого вы перевоплощались, когда были актёрами театра? (в котят)
- А в каком еще театре были? (в кукольном)
- А в кукольном театре кем вы были? (кукловодами)
- Как называются куклы, с которыми вы сегодня познакомились? (варежковые)
- Чему вы сегодня научились? (превращениям, кукловождению)
- А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)
Последующая работа:
Пополнить кукольный театр варежковыми куклами. Продолжать разыгрывать несложные представления, применяя варежковые куклы.

Библиографический список

1.      Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
2.      Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.      Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

2020