Библиографическое описание:
Симонова Л.Н. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну знаний" // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Образовательные:
· Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
· Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову;
· Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
· Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
Развивающие:
· Развивать речь детей;
· Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;
· Развивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности.
Воспитательные:
· Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;
· Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Материалы к занятию:
· Мультимедийная презентация;
· Подарок для каждого ребенка;
· Сундучок;
· Карточки с заданиями.
Раздаточный материал:
· Карточки с заданиями;
· Лепестки для игры «Цветок»;
· Простые карандаши и ластики на каждого;
· Схема звукового анализа.
Ход занятия.
Логопед:
- Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое и т.д.)
- Замечательно, тогда возьмемся за руки и передадим хорошее настроение друг другу.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед: Дорогие ребята! Сегодня на электронную почту пришло письмо. Сейчас я вам и нашим гостям его прочитаю: «Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Логопед: - Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились!
- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?
Дети: Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок.
А-О-У-Ы-И-Э (выполняется упражнение с показом на экране).
Логопед: А теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза.
Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Логопед: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. А вот и первое задание.
Задание1. Королева Знаний нам прислала посылку, в ней карточки разных предметов. Она просит разделить слова на слоги.
(Логопед достает из посылки карточки и показывает детям: мяч, кубик, автобус).
Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!
· Сколько слогов в слове «Мяч»? (1)
· А как мы сможем это проверить? (при помощи хлопков)
· А как еще? (сколько в слове гласных (1) столько и слогов)
· Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
· Сколько в слове «автобус» слогов (3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
Логопед: Скажите, ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки) Правильно, игрушки.
А вот и 2 задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). У королевы Знаний есть ученая сова. Сова принесла нам карточку со схемами, чтобы мы составили предложения.
Воспитатель: Вот эта Ученая Сова, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (На слайде нарисована Ученая Сова со схемами предложений).
1. ǀ_______ ______.
2. ǀ_______ ______ ______.
3. ǀ_______ ______ ______ ______.
Логопед:
- Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово)
- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы)
- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено)
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Логопед: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
(Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.)
Логопед: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие. Вот еще одно задание от Королевы знаний (воспитатель достает сверток, в котором написано следующие задание).
Игра «Цветок» (дети делятся в группы)
- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, цветок. Только одно условие: первая команда собирает цветок с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает цветок с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия предметов на которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья команда собирает цветок с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия предметов которых начинаются на мягкий согласный звук.)
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Задание 4. «Отгадай, какое слово зашифровано» (группы по 2 человека)
-Ребята, у вас на столах карточки с картинками. Составьте слово по первым буквам этих предметов, напишите.
Молодцы, справились, какие слова получились?
Физминутка. «В понедельник»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (Умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Задание 5. «Звуковой анализ слова»
- Ребята, смотрите Ученая Сова нам доставила карточки со словами, нужно сделать звуковой анализ слова. (Дети выбирают карточки со словами).
-Молодцы! И с этим заданием справились.
- Смотрите на экран, Королева Знаний прислала видео-сообщение.
«Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу, сюрприз лежит в сундуке, а сундук найдете по карте. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
(Дети по карте находят сундук, а в нем сюрприз для каждого ребенка.)
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)
Итог занятия.
Логопед: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?
Симонова Л.Н. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну знаний" // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Образовательные:
· Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
· Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову;
· Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
· Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
Развивающие:
· Развивать речь детей;
· Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;
· Развивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности.
Воспитательные:
· Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя;
· Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Материалы к занятию:
· Мультимедийная презентация;
· Подарок для каждого ребенка;
· Сундучок;
· Карточки с заданиями.
Раздаточный материал:
· Карточки с заданиями;
· Лепестки для игры «Цветок»;
· Простые карандаши и ластики на каждого;
· Схема звукового анализа.
Ход занятия.
Логопед:
- Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое и т.д.)
- Замечательно, тогда возьмемся за руки и передадим хорошее настроение друг другу.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед: Дорогие ребята! Сегодня на электронную почту пришло письмо. Сейчас я вам и нашим гостям его прочитаю: «Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Логопед: - Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились!
- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?
Дети: Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок.
А-О-У-Ы-И-Э (выполняется упражнение с показом на экране).
Логопед: А теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза.
Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Логопед: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. А вот и первое задание.
Задание1. Королева Знаний нам прислала посылку, в ней карточки разных предметов. Она просит разделить слова на слоги.
(Логопед достает из посылки карточки и показывает детям: мяч, кубик, автобус).
Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!
· Сколько слогов в слове «Мяч»? (1)
· А как мы сможем это проверить? (при помощи хлопков)
· А как еще? (сколько в слове гласных (1) столько и слогов)
· Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
· Сколько в слове «автобус» слогов (3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
Логопед: Скажите, ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки) Правильно, игрушки.
А вот и 2 задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). У королевы Знаний есть ученая сова. Сова принесла нам карточку со схемами, чтобы мы составили предложения.
Воспитатель: Вот эта Ученая Сова, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (На слайде нарисована Ученая Сова со схемами предложений).
1. ǀ_______ ______.
2. ǀ_______ ______ ______.
3. ǀ_______ ______ ______ ______.
Логопед:
- Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово)
- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы)
- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено)
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Логопед: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
(Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.)
Логопед: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие. Вот еще одно задание от Королевы знаний (воспитатель достает сверток, в котором написано следующие задание).
Игра «Цветок» (дети делятся в группы)
- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, цветок. Только одно условие: первая команда собирает цветок с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает цветок с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия предметов на которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья команда собирает цветок с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия предметов которых начинаются на мягкий согласный звук.)
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
Задание 4. «Отгадай, какое слово зашифровано» (группы по 2 человека)
-Ребята, у вас на столах карточки с картинками. Составьте слово по первым буквам этих предметов, напишите.
Молодцы, справились, какие слова получились?
Физминутка. «В понедельник»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (Умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Задание 5. «Звуковой анализ слова»
- Ребята, смотрите Ученая Сова нам доставила карточки со словами, нужно сделать звуковой анализ слова. (Дети выбирают карточки со словами).
-Молодцы! И с этим заданием справились.
- Смотрите на экран, Королева Знаний прислала видео-сообщение.
«Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу, сюрприз лежит в сундуке, а сундук найдете по карте. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
(Дети по карте находят сундук, а в нем сюрприз для каждого ребенка.)
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)
Итог занятия.
Логопед: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?