Актуальные вопросы дошкольного образования

Черепанова Н. А. Детское экспериментирование в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Необходимость новых впечатлений, любопытство, постоянное желание наблюдать, самостоятельный поиск знаний - важные черты детского поведения.
Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на наглядных и практических методах.
Основным видом детской поисковой деятельности признано экспериментирование, в котором ребёнок выступает как своеобразный исследователь. Он самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления для их более полного познания и освоения.
Академик Н.Н. Поддъяков разработал основные положения использования детского экспериментирования, среди которых особенно важны следующие:
- детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
- в нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний;
- в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования;
- детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
- в ходе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развитие речи ребёнка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;
Детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности.
Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского является манипулирование предметами, которое возникает в раннем возрасте. На этом строится подход к экспериментированию в звуковой комнате: в процессе манипулирования со звучащими предметами идет образное познание окружающего мира.
Первые занятия ребёнка в комнате звуков представляют собой манипулятивные действия, затем ребёнок начинает совершать обследовательские действия, а позже начинается преобразование предметов, «изобретение» новых звучащих предметов.
Процесс экспериментирования состоит из нескольких этапов: обычное простое любопытство самого раннего возраста переходит период любознательности и старшего детского возраста, когда детская экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты и становиться самостоятельным видом деятельности.
В процессе экспериментирования ребенок приобретает следующие навыки: принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать материал и средства для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Развитие дошкольников в процессе экспериментирования будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
- проявление позитивного отношения к инициативе и творческим проявлениям детей со стороны взрослых;
- осуществления гуманистического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и стимулирование креативного потенциала детей, диалог, вовлечение детей в различные способы целостной художественно-эстетической деятельности, предоставление возможности выбора, создание ситуаций успеха каждому ребёнку;
- организации и проведения системы занятий, содержательной основой которых являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения.
В рамках работы по теме «Роль экспериментирования в развитии дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности» одним из направлений работы является разработка содержания детского экспериментирования со звуками.
Работа со звуковым материалом направлена на развитие базисных характеристик ребёнка: инициативности, креативности, произвольности и т.п. Проведение экспериментирования со звуками способствует развитию интеллектуальной компетентности, что выражается в умении экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе экспериментирования со звуками детям предоставляется возможность группировать предметы на основе общих признаков (например, издаваемый звук), находить звуковые ассоциации с некоторыми природными явлениями (шум моря, ветер, метель и т.д.)
Задачами при организации и проведении занятий по экспериментированию со звуками являются:
- становление активной деятельной позиции, готовности к спонтанным решениям, поиску разных способов решения одной и той же задачи;
- развитие преобразовательного отношения ребёнка к окружающему миру, изобретательности, любознательности, самостоятельности, инициативности;
- развитие психических процессов: ощущения, восприятия, представления, увеличение объёма внимания и памяти;
- развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- формирование приёмов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;
- развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения, придумывание слов на основе представлений о качествах, свойствах и функциях предметов и явлений;
- формирование приёмов и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам);
- формирование умения разбираться в персонажах художественных произведений и находить для них соответствующие звуковые характеристики; Основываясь на принципы и подходы, педагогу необходимо подобрать эксперименты с материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.
В старшем дошкольном возрасте актуально использование следующих нетрадиционных техник изображения: набрызг (разбрызгивание капель с помощью зубной щетки и стеки), граттаж (процарапывание очертаний рисунка на поверхности, загрунтованной восковыми мелками или свечкой и темной гуашью), расчесывание краски, фроттаж (штрихованные движения карандашом), диатипия (нанесение тампоном или валиком краски с наложением сверху листа бумаги), рисование на неньютоновской жидкости, ниткография, рисование на фольге.
В качестве дополнительных используются методы развития детского коллективного творчества: рисование вдвоем, по кругу.
Педагогам предлагается включать в работу экспериментирование с цветом. Дети с активно смешивают цвета, высветляют, затемняют исходный цвет для получения нужного оттенка. Особый интерес вызывает смешение цветов пластилина. В результате дети приходят к пониманию механизмов получения нужного цвета, кроме того, получают представления о цветовой гармонии
 Включается в работу экспериментирование с материалами, их свойствами. Ассортимент художественных материалов на сегодняшний день огромен. Одних только видов бумаги можно насчитать не один десяток, а еще новые материалы: фоамиран, фетр, сезаль, плюс ко всему природный и бросовый материал, и др. Мы сравниваем различные материалы, выявляем их особенности, соотносим их свойства с изображаемым объектом и выбираем наиболее подходящий
 В процессе экспериментирования с инструментами и способами их применения приходим к выводу, что рисовать можно не только карандашом и кистью, что деталь аппликации можно не только вырезать, но и оборвать по контуру, и т.п. Оказывается, любой хорошо знакомый нам предмет может стать инструментом для рисования.
Экспериментируя с художественными эффектами, происходит знакомство с различной фактурой материала, что помогает добиваться большей выразительности. Очень интересны способы создания фоновых текстур с использованием полиэтиленовой пленки, малярной ленты.

Список литературы:

Левшина Н.И. Детское экспериментирование как средство развития дошкольника // Международный студенческий вестник, 2017 г. № 4
Организация экспериментальной деятельности дошкольников// Методические рекомендации, под редакцией Прохоровой М: АРКТИ 2005
Харитонов З.Л. Исследовательская деятельность дошкольника Дошкольное воспитание 2001 г.№ 7.
Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие / О. В. Дыбина [и др.]. – М: Творческий центр «Сфера», 2002. – 130 с. стр. 32
2021-02-02 16:03 2021