Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf
Проблема сохранения здоровья на сегодняшний день является самой актуальной. Особенно остро проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей и педагогов путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых людей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. А выработать эту привычку могут педагоги, которые сами вопросам укрепления и сохранения здоровья уделяют большое значение, только личным примером мы можем привить детям привычку к здоровому образу жизни, к занятиям спортом.
Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей и коллектива детского сада – это не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период (в нашем случае эта программа оздоровления рассчитана на 3 года).
С чего на наш взгляд, должна начинаться системная деятельность, направленная на воспитание здорового образа жизни. Мы считаем, с изучения позиции педагогов и родителей, так как здоровье ребенка определяется отношением к этой проблеме взрослых.
В детском саду было проведено анонимное анкетирование педагогов и родителей «Что важно для сохранения здоровья человека?», в котором приняли участие все сотрудники ДОУ и 90% родителей воспитанников, в результате которого выяснилось, что понимание роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья у взрослых на хорошем уровне.
Результаты анкетирования:
- Регулярные занятия спортом, двигательная активность 95 %
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье 92%
- Хорошие природные условия 57%
- Сбалансированное питание 89 %
- Отказ от вредных привычек 98%
Однако важно выяснить не только понимание, но и реализацию этого понимания. Было проведено второе анкетирование на тему «Занятие физической культурой и спортом». Выяснилось, что лишь 18 % сотрудников ДОУ ведут активный образ жизни, занимаются физической культурой, из числа родителей – 25%.
Исходя из этого, была поставлена задача перевести педагогов и родителей из пассивной позиции в позицию активного участника физкультурно-оздоровительной деятельности.
Для решения данной задачи в 2016г. была разработана и утверждена комплексная «Программа по поддержке здорового образа жизни сотрудников, воспитанников МБДОУ и их родителей (законных представителей). Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья детей.
Программа содержит план мероприятий по развитию творческих добровольческих объединений по интересам, план мероприятий по привлечению к занятиям физкультурой и массовым спортом (включая сдачу норм ГТО). План мероприятий по развитию творческих добровольческих объединений по интересам включает:
-план работы физкультурно-оздоровительного клуба «Фитнес»;
-план работы студии танца для сотрудников и родителей воспитанников;
-план совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий, который был составлен по инициативе педагогов и родителей.
Программа рассчитана на 3 года, включает проведение теоретических и практических занятий. Количество участников определяется их мотивацией, интересами, инициативой. Задачи на каждом этапе реализации Программы:
1 этап (январь - февраль 2016г.)
- создание нормативных, организационных, информационных, материально-
технических, финансовых, кадровых, мотивационных (включая стимулирующие) условий в ДОУ для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья сотрудников;- активизировать взаимодействие коллектива и первичной профсоюзной организации ДОУ по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни;
- организация взаимодействия ДОУ с социальными партнерами;
- обеспечить контроль за состоянием здоровья и уровнем заболеваемости сотрудников ДОУ (включая нетрудоспособность по причине ухода за ребенком);
2 этап (март 2016г. - ноябрь 2018 г.)
- обеспечить взаимосвязь между образовательной, здоровьеформирующей,здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ всех участников образовательных отношений;
- способствовать реализации профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом дифференцированного и личностно-ориентированных подходов;
- способствовать формированию и/или принятию духовно-нравственных ориентиров к ведению здорового образа жизни;
- способствовать формированию устойчивой потребности в регулярных занятиях физкультурой и массовым спортом, их популяризации среди сотрудников, педагогов, воспитанников ДОУ и их родителей, жителей микрорайона;
3 этап (декабрь 2018г.)
- подвести итоги реализации Программы. Проводится анкетирование педагогов, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, родителей воспитанников.В начале работы активность сотрудников была на низком уровне, теоретические занятия начали посещать лишь 25 % (в основном педагоги). В результате постоянной пропаганды и привлечения к данной деятельности в 2017г. занятия начали посещать 50 % сотрудников, а в 2018г. занятия уже посещали 65 % сотрудников.
С родителями согласно программе, а также их запросам были проведены следующие мероприятия:
-вечера подвижных игр «Русские – народные игры», «Дворовые подвижные игры» (ежеквартально);
-групповые встречи в форме круглых столов, посвященные тематике «Здоровый образ жизни»;
-мастер-классы «изготовление нетрадиционного игрового оборудования из подручных средств»;
-встречи с педиатром детской поликлиники;
-тренинги по психологической разгрузке.
Активность родителей в участии в данных мероприятиях также имеет положительную динамику по годам:
В 2016 году в данных мероприятиях приняли участие лишь 30 % родителей, в 2017 – 42 %, в 2018г.- 55 %.
В результате проведенной агитации и пропаганды педагоги пересмотрели свое отношение к организации совместных мероприятий с родителями и воспитанниками. Педагоги начали приглашать родителей не только на традиционные мероприятия (физкультурные праздники, дни, здоровья и т.п.), но и поучаствовать в проведении утренней гимнастики и занятий по физическому воспитанию вместе с детьми, поиграть на прогулке в подвижные игры. Когда данная работа началась, и дети стали рассказывать дома о том, что мама Пети, Лены приходила заниматься с нами физкультурой, это послужило стимулом для других родителей включаться в данную деятельность. Стал традиционным «Городошный турнир» между педагогами и родителями (два раза в год) и ежеквартальные праздники «Дворовых игр», в ходе которых дети демонстрируют приобретенные навыки по самостоятельной организации и проведению дворовых подвижных игр.
В настоящее время организовано взаимодействие между коллективами ДОУ микрорайона. Стали традиционными спортивные соревнования коллективов детских садов микрорайона. Данный способ взаимодействия с коллегами других ДОУ был очень интересен и полезен всем участникам.
В результате проделанной работы заинтересованность сотрудников ДОУ к участию в спортивных мероприятиях в коллективе, занятиям сортом возросла с 25% до 65 %. Проанализировав посещаемость родителями традиционных мероприятий, выяснилось, что за три года процент посещаемости возрос с 60 до 80.
В ходе повторного анкетирования (октябрь 2018) анкетирования на тему «Занятие физической культурой и спортом» выяснилось, что целенаправленная работа по формированию привычки к здоровому образу жизни имеет положительные результаты: 55 % сотрудников детского сада ведут активный образ жизни, занимаются физической культурой, из числа родителей – 67%. На основании вышеизложенного администрацией детского сада сделан вывод, что ожидаемые результаты достигнуты:
1. Взрослые и дети осознали понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повысился уровень ориентации к современным условиям жизни.
3.Участие в регулярных занятиях физкультурой и массовым спортом, их популяризации среди сотрудников, педагогов, воспитанников ДОУ и их родителей, жителей микрорайона стало носить системный характер, а не эпизодический.
Проблема оздоровления детей и коллектива детского сада – это одно из приоритетных направлений деятельности учреждения, поэтому работа в данном направлении имеет точки роста, к которым необходимо стремиться постоянно.
Библиографический список
1. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. -М.: Физкультура и спорт, 2013, 216 стр.2. Куценко Г. И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб,2013, 257 стр.
3. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 2014, 230 стр.
4. Попов Г.В. Основы здорового образа жизни, Учебное пособие, Иваново, 2013, 35 стр.