НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузина Е.А. Воспитание под знаком спасения SOS!

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Здравствуйте дорогие мамы и папы, меня зовут Елена, я работаю воспитателем в детском саду. Мой долг, как воспитателя доносить до родителей моих воспитанников на собраниях, творческих встречах, интернет форумах основы духовно-нравственного воспитания их детей. И пусть девизом этой статьи станет: «Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей!»
Моя работа не ограничивается только работой в детском саду, я являюсь еще преподавателем художественного творчества в Воскресной школе при храме Рождества Пресвятой Богородицы г. п. Малиновский. В начале учебного года, мы задаемся таким вопросом, чем же отличаются уроки в Воскресной школе от обычной, светской школы. Сначала дети находят много общего: «В обе школы приходят ученики, их встречает учитель, в школах есть классы. На уроках, как и везде, где собираются несколько человек или много людей (в том числе и в играх), есть правила поведения. Даже есть похожие предметы музыка и рисование»,- отмечают дети. Вот только школа называется Воскресной, так как в ней занимаются по воскресным дням. Тогда я беру мел и пишу на доске название уроков:
Математика
Чтение
Письмо
Закон Божий
Информатика
- А сейчас прочитайте название только тех уроков, которые есть в обычной школе, и для чего вы их изучаете, важно ли их изучать? - обращаюсь я к детям.
- Да, очень важно и даже необходимо уметь читать, считать, писать, работать на компьютере.
То есть быть образованным и умным, иметь интересную и нужную людям работу, зарабатывать достаточно для того, что бы обеспечивать себя и помогать другим. Вот сколько может человек. Своими знаниями, умениями, возможностями он отличается от животных, которые населяют Землю, и растений, которые на ней произрастают.
- Как вы думаете, дети, а что еще отличает человека от животного и растительного мира?
И тут, своим пытливым умом, дети, чаще всего догадываются и отвечают, что человек отличается своей бессмертной душой, я начинаю стирать с доски названия всех предметов, кроме Закона Божия.
Воскресные школы находятся в ограде всех православных храмов нашей страны, но ограничиваются «узким кругом» взрослых жаждущих спасения детской души. Не все стремятся отдать своё чадо изучать Закон Божий и остальные предметы духовной направленности. Ведь страна наша многоконфессиональна, но светское воспитание, зачастую не отвечает потребности духовно-нравственного воспитания самых маленьких членов общества.
Что же такое воспитание? Мне представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным. Духовный мир – это ценностно-смысловое поле душевного бытия человека, направленное на Абсолютные ценности – Истину, Добро, Красоту. В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.
«Нравственность» берет начало от слова нравы. Нравы – это те же эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Развитие духовно-нравственных качеств ребёнка не может произойти само по себе, ребёнок должен захотеть стать «хорошим», именно поэтому надо стремится к пробуждению в детях добрых стремлений, для того, чтобы каждый ребёнок пришёл в состояние «воспитуемости».
Сегодня воспитание становится проблемой спасения под знаком SOS. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры, и немедленно. Главное – знать причину болезни, найти корень. А причина одна – упадок нравственности. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят: «что посеешь, то и пожнешь…»
Дети растут быстро. Мы взрослые, должны сделать все возможное, для того, что бы наши воспитанники, что-то доброе вынесли из детства. Быстро летит время, потому-то и медлить нельзя. Нельзя, так же забывать и о том, что борьба за детские души ведется и врагами нашего Отечества. Вспомним цитату Адольфа Гитлера «За кем молодежь, за тем и будущее». То же самое творят сейчас боевики террористической группировки «Игил», готовя себе смену из юных янычар. Самый яркий пример нашего времени Украина, которая закрывала глаза на националистическую идеологию, пропагандируемую западными интервентами в школах и даже в детских садах.
Что же мы можем сделать? Одним махом, раз и навсегда ничего сделать невозможно. Нужны каждодневные и повсеместные решительные действия всего нашего общества в целом, родителей, педагогов, чиновников и правительства. Они должны быть глубоко продуманны и прочувствованы.
В идеале, я считаю, что приоритеты воспитания детей, надо отдавать семьям. Семью недаром называют ячейкой общества. Священномученик и педагог Василий Кинешемский писал об этом так: « Из этих семейных ячеек строится все общество, и дух семейных отношений неизбежно ему передается. Там, где эти отношения нравственно портятся, семья начинает разлагаться, и вместе с тем начинает гнить общество, теряя прочность внутренних связей. В конце концов, все так называемые общественные добродетели первоначально воспитываются в основной ячейке — семье, представляющей миниатюрный образец общества. Если семья проникается духом эгоизма и личного себялюбия, то она выпускает из недр своих тоже эгоистов, которые в общественной жизни становятся лишь элементами распада и разложения».
Для ребенка же первой школой любви и нравственности действительной, а не мечтательной являются все-таки отношения к родителям. Отсюда ясно, насколько важно это отношение в духе пятой заповеди Божией. Естественный ход духовно-нравственного возрастания таков: сначала любовь к родителям, потом к братьям и сестрам, родственникам, друзьям, педагогам, согражданам, единоплеменникам и, наконец, как венец всего – ко всему человечеству. Вряд ли можно избежать необходимости пройти все эти ступени последовательно, и, по-видимому, тот, кто не умеет любить своих ближних, никогда не может иметь любви ко всему миру и ко всем людям, как бы горячо он не говорил об этом.
Библиографический список
1. ISSN 0012-561X.Научно-методический журнал Дошкольное воспитание статья: В. Ашикова «Воспитание культурой и красотой» [дата публикации - 05.2002].
2. Беседа на Евангелие от Марка./ Священномученник Василий Кинешемский, педагог, исповедник, епископ (Преображенский).- М.: Сибирская Благозвонница, 2012.-256-257 с.
2017