Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Дробышева Е. В., Дробышева Е. В. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf

В современной системе образования процесс профессионального становления личности выходит на первый план довольно рано. Еще на ступени основной школы ребенку уже необходимо сделать выбор в пользу тех предметов программы, которые он будет изучать на углублённом уровне, т.к. они являются основой будущей профессиональной подготовки. Во многих школах наряду с профильным обучением, давно существует и предпрофильная подготовка.
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. При этом особенности психического развития обусловлены спецификой социальной ситуации развития: молодой человек проходит этапы профессионального самоопределения, которого от него требует общество.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – ответить на вопросы «Кем быть?» и «Каким быть?». Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, он должен осознавать способы достижения поставленных жизненных целей [2].
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в огромном мире профессий. Это совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит чужой опыт, который составляют сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из СМИ. Подростку нужно в достаточно короткий срок суметь сориентироваться и оценить свои возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и свои способности и склонности.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным личностным процессом периода ранней юности. В это время подросток определяется со своей внутренней позицией, осознает себя как члена общества и приходит к принятию своего места в нем.
Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка являются главными составляющими системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они определяют конкретику выбора варианта обучения старшеклассника, который направлен на основные образовательные усилия для освоение тех дисциплин, которые являются профильными. Для осуществления осознанного выбора профиля обучения на старшей ступени необходимо «самоопределиться» перед окончанием основной ступени, то есть в 9 классе.
Для процесса самоопределения очень важна положительная профильная мотивация, которая определяется интересами обучающихся к тем или иным сферам профессиональной деятельности и предметам школьной программы, являющимися профильными. Способности и задатки в данном случае играют второстепенную роль, потому что в большинстве профессий требуются относительная профпригодность, а наличие сильной мотивации является определяющим фактором для получения необходимых профессионально значимые качеств личности.
На сегодняшний день изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. Выбор профессии – задача сложная. Каждая профессия представляет собой целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и длительная адаптация молодого специалиста к профессиональной общности [4].
Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Профессиональное самоопределение – это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы к всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Профильное обучение преследует следующие цели:
·          обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего общего образования;
·          создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
·          способствование установлению ровного доступа к полноценному обучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
·          расширение возможностей социализации учащихся, обеспечением преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [3].
Составляющими профессионального самоопределения подростка являются потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, умение ставить образовательную и профессиональную цель, продуктивно осваивать образовательные программы, в самореализация в образовательном и профессиональном сообществе.
Профильная школа – система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. В настоящее время старшая школа предлагает различные комбинации профилей обучения:
·          Естественно-научный. Профильные предметы – математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
·          Гуманитарный. Профильные предметы – русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
·          Социально-экономический. Профильные предметы – математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
·          Технологический профиль. Профильные предметы – алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
·          Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Общеобразовательная школа должна эффективно осуществлять процесс профильного обучения на основе «целенаправленной, опережающей работы по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности» [1]. Значимость подготовки к профессиональному выбору профиля обучения определяет необходимость организации профильной подготовки в средней школе. На современном этапе такая подготовка выступает в качестве системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению среднего общего образования [3].
При профильном обучении учащийся оказывается в коллективе единомышленников, объединенных общими целями, в котором он не только обучается, но у него есть возможность обсудить общие проблемы, задачи. Все это укрепляет профессиональный выбор школьника и увеличивает его стремление к самореализации в профессиональном плане.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что переход к профильному обучению позволяет решить актуальную проблему самоопределения ученика. В первую очередь потому, что позволяет учащимся выделить ряд предметов определенного профиля обучения и построить индивидуальную образовательную траекторию. Полученные таким образом знания и умения станут базой для дальнейшего получения профессии на ступени среднего специального и высшего образования.

Библиографический список

1.       Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 / Каширский Дмитрий Валерьевич. Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 2002. – 232 с.
2.       Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., МПСИ. «Флинта», 2003.
3.       Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1(111). – С. 10-15.
4.       Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений; под общ. науч. ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2005. – 96 с.
2020