Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Москалева В.Л. Час общения «В поисках призвания»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Цели:

Образовательная - активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Развивающая – развитие навыков коллективной творческой поисковой деятельности учащихся, познавательной деятельности для создания ситуации успеха на уроке.

Воспитательная – воспитание толерантности, доверия друг к другу, внимательности к говорящему, умение высказывать свое мнение.

Задача: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессии.

Форма организации учебного процесса – коллективный учебный диалог.

Оборудование:

·          Презентация

·          магнитная доска,

·          оформление класса цитатами,

·          заготовка изображения дерева,

·          цветы,

·          плоды,

·          листья.

Ход мероприятия

I. Приветствие.

– Здравствуйте ребята, уважаемые гости, коллеги!

Психолог – Ребята, я предлагаю поприветствовать нам друг друга невербально, то есть без слов, используя только жесты. Здороваясь друг с другом по кругу, старайтесь не повторяться, используйте разные творческие приемы.

Отлично, каждый из вас смог найти новый и непохожий на другие способ знакомства. Сегодня мы проводим нетрадиционный час по теме «В поисках призвания». Мы с вами уже говорили о профессиональном самоопределении, неоднократно проводили тесты и сегодня продолжаем работу с целью развития навыков коллективной творческой деятельности в поисках своего призвания. Ведь от правильного выбора профессии зависит успех всей вашей жизни.

II. Психолог - Я предлагаю принять правила работы:

·           активная работа каждого участника.

·           внимательность к говорящему.

·           доверие друг к другу.

·           недопустимость насмешек.

·           право каждого на свое мнение.

Как говорят мудрые французы: «Выбирать профессию надо так же, как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала». И сегодня мы еще раз окунемся в мир профессий, вам предоставляется еще одна возможность «примерить» несколько таких перчаток, побывать на нескольких пристанях. Может кто-то еще не до конца определился или окончательно не утвердился в своем выборе.

III. Актуализация знаний:

Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя, найти свое призвание». А что такое призвание? Примерные ответы детей:

·           Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

·           Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

·           Найти применение своим талантам

·          Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности

призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти.

Как вы считаете, призвание есть у каждого? (Выслушиваются ответы учащихся). Безусловно, не у каждого призвание выражено в равной степени. Кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого.

А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся - прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться).

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо хорошо ориентироваться в мире профессий. Чем больше профессий нам известно, тем шире поле для выбора. В настоящее время появляется все больше и больше новых профессий.

Первое задание «Отгадай профессию».

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас раздам.

1.        Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)

2.        Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (полицейский)

3.        Компьютер, новые программы, схемы (программист)

4.        Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)

5.        Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)

6.        Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (строитель)

7.        Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)

Профессии вы знаете. О новых профессиях можно найти в Интернете, справочниках. Просто поискать.

Как правильно выбрать профессию?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Конечно, вы знаете, какие профессии востребованы, престижны. Но я думаю, что востребованность профессии зависит от региона. Иногда говорят, человек сам делает профессию престижной, востребованной. Профессия агронома – вроде бы совсем простая профессия. Но если сильно захотеть, поставить перед собой цель, можно добиться хороших результатов.

А что влияет на выбор профессии? Что мы должны учитывать при выборе профессии?

1. Склонности (интересы, мотивы труда).

Выбирая профессию, в первую очередь необходимо прислушиваться к собственному мнению, понять, что же лично вам нравиться, что вам интересно. Только та деятельность, которая вам по душе будет приносить радость, удовлетворение и только тогда вы сможете добиться успеха в своей профессии. И каждая профессия обладает набором качеств. Прослушав определения к профессиям, определите о какой профессии идет речь:

1. Считающий, ответственный.

Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия.

(Экономист – бухгалтер)

2. Многогранный, экстравагантный,

Творит, украшает, создает.

Всегда неповторимый результат труда.

(Художник- дизайнер)

3. Разбирающийся, предприимчивый.

Чертит, конструирует, внедряет.

Может обслуживать технику и руководить.

(Механик – инженер)

4. Изысканный, творческий.

Одаривает, волнуется, развивается.

Часто предстает в разных образах.

(Актер)

5. Бдительный, бесстрашный.

Контактирует, организовывает, отвечает.

Награждают, присваивая внеочередное звание.

(Следователь, полицейский)

Психолог: Что же надо учитывать при выборе профессии, исходя из загадок?

(Качества личности и виды деятельности)

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса, к какому- либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен еще и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека могут быть ограничены также состоянием его здоровья. (Ошибка – несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.) Приведите пример

4. Мнение родителей, семьи.

Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребенок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. Как быть?

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. (Ошибка – выбор профессии под давлением родителей) Приведите пример.

5. Мнение сверстников.

Психолог - Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Кто из вас сейчас хотел бы услышать, кем вас видят ваши одноклассники. (Ошибки – выбор профессии за компанию). В какой профессии ты видишь своего одноклассника? Обосновать.

7. Позиция учителей, профессионалов.

Классный руководитель - Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Но учителя предметники могут судить только о способностях ученика в какой-то определенной сфере знаний, которую они преподают. В рамках элективного курса «Твоя профессиональная карьера» вы оценили свои интересы и способности с помощью психологических тестов. И получили психологические рекомендации.

«Если вы хотите добиться от жизни, чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить» А.Франс.

8. Мозговой штурм «Карта будущего».

Как же всё-таки найти своё призвание? Как сделать так, чтобы ваши таланты, задатки и способности были реализованы в будущей профессии? Предлагаю сейчас разбиться на группы по 3-4 человека провести мозговой штурм. Для этого я раздаю каждой группе по листу ватмана, цветные карандаши, фломастеры. Предварительно в группах обсуждаете, что нужно сделать, чтобы определить, узнать, в чем ваше призвание, кто может вам в этом помочь, какие ваши шаги будут на пути к своему призванию, и представить всё это в виде карты. Это будет ваша «Карта будущего». Как она будет выглядеть, зависит от вас.

Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута. (дети выполняют задание)

Уважаемые гости, вы тоже можете узнать себя поближе, вдруг раскроются новые таланты, узнаете себя с другой стороны?

- Теперь подсчитаем количество треугольников.

- А теперь слушайте ключ к тесту.

·           Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

·           Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

·           Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

·           Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

·           Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

·           Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Психолог: Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

IV. Дерево профессий.

А сейчас предлагаю украсить «дерево профессий», оставить свой выбор на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Взять листочек – если с профессией еще не определились.

Взять цветок – если вы уже знаете, в каком направлении идти в выборе профессии, но конкретно еще не определились, сомневаетесь.

Взять плод – если с выбором профессии определились, созрели для этого и повесить на дерево.

V. Рефлексия.

Психолог - И в заключение нашего занятия, я хочу вас попросить поделиться своими впечатлениями.

1.Что для вас было важным на сегодняшнем занятии?

2.Какие мысли, чувства вас посетили?

3.Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

(Познакомились с новыми профессиями, услышали советы одноклассников, сделали еще один шаг в мире самоопределения, были активными, не боясь, высказывали своё собственное мнение)

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Сенеки

Большое спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Надеюсь, наше занятие дополнило ваши знания о мире профессий.

Желаю удачи в мире самоопределения! Если у вас есть цель, желание так пусть попутный ветер поможет пристать к надежной пристани под названием ПРОФЕССИЯ.

Литература:
1.       Психология популярных профессий. Под редакцией Л.А.Головей
2.       Классные часы с психологом М.Издательство Глобус. 2009.
2019