Информационные технологии в современном образовательном процессе

Кряжевских О.В. Есть ли будущее у современного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Аннотация: статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам российского образования. Стандарт, как необходимое условие развития образования. Информатизация процесса образования. Взаимоотношения родителей и детей. Субъекты образовательного процесса. Выявление проблем и поиск путей решения является необходимым в условиях реализации стандартов и информатизации образования.
Ключевые слова: система образования, стандарт, информатизация, мотивация, школа и семья.
В современном мире сегодня все подвержено изменениям, эти изменения особенно заметны в системе образования. Министерство предлагает школам различные проекты. В Пермском крае реализуются проекты: «Я люблю математику», «Люблю физику», «Финансовая грамотность» и т.д. На базе городов отрываются инновационные площадки по внедрению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).
Я рассматриваю стандарт, как необходимое условие развития образования и думаю, со мной согласится читатель, что в нем есть положительные моменты: обеспечение преемственности между школами; ответственность за качество образования, которая распределяется между семьёй и учителем.
Нельзя не сказать про информатизацию процессов образования. За счет внедрения информационных технологий учебный процесс становится более эффективным, формируется информационная культура ученика, которая открывает новые возможности для самореализации.
Несмотря на все плюсы введения ФГОС и информатизации, проблемы в образовании остаются.
Самая главная – это «оторванность от реальности». Законы в системе образования пишутся чиновниками, которые далеки от школ, они не видят проблем на местах, не могут принять адекватное решение. Кадровый вопрос, так как не все учителя, в частности «стажисты» могут перестроиться с традиционной системы на новые формы проведения современного урока; недостаток мотивации или опыта, «синдромом эмоционального выгорания» от нововведений. Тотальный контроль педагогической деятельности, пришедший со стандартами, проявляющийся в заполнении огромного количества документов, предоставлении отчетов учителями и другой бумажной волокиты отвлекает учителей от самого процесса обучения.
Учителя ощущают нехватку учебников, методических пособий. Вроде бы незначительная проблема, но очень серьезная. С введением стандартов необходимо постоянно их обновлять. Также отсутствие практических заданий ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы.
Неуспеваемость и низкая школьная мотивация учащихся – это то, с чем сталкиваются повседневно учителя. Трудности в усвоении материала, необходимость переработать большой объем информации – это проблема для большей части учеников. Замена реального общения на виртуальное, неумение выражать свои мысли, использование ГДЗ сказывается на качестве образования.
Успешность обучения детей во многом зависит от их родителей. К сожалению, в наши дни во многих семьях уделяется мало внимания воспитанию и обучению детей, отсутствие контроля и помощи в учебе. Неблагоприятные условия жизни в семье, конфликты. Родители, получившие знания в «советской школе» не могут оказать помочь детям при решении домашних заданий согласно стандартам, либо выполняют задание за детей.
Проблемы «на лицо» и может, стоит задуматься, тем, кто у власти, о том, что механизм, запущенный в образовании не всегда приводит к положительным результатам, потому, что нужно учитывать интересы учителя, родителя и ребенка. Сегодняшние настроения в обществе показывают, что ребенок - незащищенный субъект правоотношений, поэтому законы, которые связаны с детьми, все в большей мере расширяют их права. Учитель же не имеет права задавать задания на выходные, нельзя удалять нарушителя дисциплины из класса и т.д. Зачастую это ведет к тому, что учитель не может нормально вести урок, поскольку дети чувствуют безнаказанность, а как результат - падение общего уровня образованности школьников и авторитета учителя.
Рабочий процесс учителя занимает почти все его время, но когда у педагога нет достойной зарплаты, социальных льгот и общественного признания и поддержки, желание полностью отдавать себя профессии будет абсолютно отсутствовать.
Как вариант, можно разработать программу по обеспечению психолого-педагогического просвещения родителей и вовлечения их в учебно-воспитательный процесс. Подумать над реальной помощью плохо обеспеченным семьям, привлечь к работе узких специалистов.
Если совместными усилиями всех участников образовательного процесса и правительства, мы будем решить реальные проблемы современного образования, то мы с уверенностью будем смотреть в будущее…

DOES THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION HAVE ANY FUTURE

O. V. Kryazhevskikh

615353 7, Narodnoy Pamyati Street, Kizel

Annotation: the article is devoted to the urgent problems of the Russian education. The standard as a necessary condition of the educational system development. The educational process informatization. Parents – children relationship. The subjects of the educational process. The detection of problems and the search for the ways of their solution are a necessary point in the process of the new standards realization and education informatization.
Key words: the system of education, standard, informatization, motivation, school and family.

2019