Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Потапова С.Ю. Изучение текстов художественных произведений на уроках русского языка как средство повышения общей речевой культуры учащихся и формирование творческой личности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Изучение текстов художественных произведений на уроках русского языка как средство повышения общей речевой культуры учащихся и формирование творческой личности

В современном обществе дурное владение речью и пренебрежение к слову стало явлением, обычным и не вызывающим осуждения. Стало «модным» наводнять русский язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в СМИ стилистическую небрежность.
Последствия могут быть самыми трагическими: мы рискуем потерять свое национальное лицо.
Творчество замечательных русских писателей сделало русскую речь чрезвычайно богатой. Нам есть откуда черпать сокровища для создания собственного богатого языка. Книги, написанные мастерами русского слова, помогут овладеть нормативной, правильной речью.
Школа должна создавать оптимальные условия для того, чтобы воспитанники говорили на прекрасном русском языке, языке русских писателей, чтобы учителя оформили их детские речевые навыки в стройную систему под названием «культура речи».
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: неумение учащихся правильно выстраивать свое речевое поведение в сложных житейских ситуациях; недостаточное развитие коммуникативных навыков учащихся; неумение воспитанников говорить на прекрасном русском языке, языке русских писателей.
Реалии нашей жизни таковы, что добиваются успеха прежде всего люди, не просто способные мыслить самостоятельно, но и умеющие правильно выстраивать свое речевое поведение. А для того, чтобы научиться этому, нужно хорошо знать язык, его грамматику, словарь и уметь пользоваться своей речью.
Подсчитано, что современный человек проводит в устном общении более 65 % своего времени. Традиционно, на протяжении столетий, роль слова в русской культуре была особенно значительна. Еще А.П. Чехов считал, что «дурно говорить для интеллигентного человека должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
Но не всегда речь современного человека правильная, образная, действенная. Д.С. Лихачев высказал мысль, над которой стоит задуматься: «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своих мыслей, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности».
Величайшим достижением народа является созданный им язык, средство общения, познания мира, средство понимания друг друга. Язык требует бережного отношения, в связи с чем перед школой ставится задача формирования речевой культуры учащихся.
Формирование речевой культуры учащихся характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Этот процесс направлен на формирование умения полноценно общаться: усвоение грамматической структуры языка, формирование грамматических операций и действий учащихся должно находить непосредственный выход в речь, осуществляемую на основе усвоения системы грамматических представлений и понятий и выступающую как речевое действие.
На практике мы видим иное: при усвоении учащимися знаний о единицах языка эти знания остаются невостребованными в плане совершенствования грамматического строя речи учащихся. Решению этой проблемы – комплексному обучению языку и речи – может служить текст, являющийся основной дидактической единицей.
Язык художественной литературы, закрепляя культурные традиции, накапливая в национальной сокровищнице памятники духовной культуры народа, является не только вершиной речевой культуры, но и мерилом, и точкой отсчета языковых и стилистических явлений, осознаваемых как нормативные.
Обращение на уроках русского языка к «безукоризненным образцам», какими являются отрывки из произведений художественной литературы,- одно из средств создания речевой среды творческой личности.
Наблюдения в процессе анализа текста над значением слова, его связями с другими словами, над взаимодействием слова и контекста содействуют воспитанию чувства языка, языкового чутья. Чувство языка проявляется и в умении создавать новые контексты, и в способности тонко понимать художественный текст как явление искусства слова. Анализ художественного текста дает возможность обеспечить на уроке взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, слушанию, говорению, письму).
Работа по развитию связной речи школьников опирается на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности – дети проходят путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственного. Овладение языком – это прежде всего процесс познания, стремление найти какие-то закономерности, правила, которые помогли бы строить свои сочинения, свои тексты.
Формирование речевой культуры посредством использования на уроках текстов художественных произведений и связных текстов следует начинать с восприятия текста, т.е. пересказа небольшого текста и элементов анализа. Целью обучения восприятию текста, в основе которого лежит его лингвосмысловой анализ, являются глубокое понимание текста, постижение закономерностей его построения, знакомство со стилистическими ресурсами языка, формирование читательского и речевого опыта, необходимых для самостоятельного применения полученных знаний при создании собственного текста.
Такая работа способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков по работе с текстом, формированию коммуникативной компетенции. Она должна иметь место в системе обучения написанию сочинения, ведь конечная цель нашей работы – самостоятельное составление связных высказываний с целью повышения языковой и коммуникативной компетентности, т.е. повышение культуры владения языком, совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств. Это творческий процесс.
В школе недостаточно учат работать с разными типами текстов, мало обращается внимания на особенности функциональных стилей (научный, публицистический и т.п.) нужно развивать умение адаптироваться в сложных современных условиях, а для этого на уроках предлагать тесты разных стилей и жанров. Необходимость адаптации научного текста с учетом возраста школьников приводит к идее использования жанра лингвистической миниатюры. Это краткий занимательный рассказ, создающий образное представление о том или ином лингвистическом понятии, явлении, факте языка или речи. Необычное сочетание лингвистических и внелингвистических характеристик рассматриваемого явления и предопределяет занимательность текста, а значит, активизирует познавательный интерес школьников, их мыслительно-речевую деятельность. Лингвистическая миниатюра способствует более глубокому освоению лингвистических знаний благодаря ярким и неожиданным ассоциативным связям.
Важным этапом работы над текстом считаю составление сочинения миниатюры на примере текстов мастеров слова. В.П.Астафьев в своем произведении «Затеси» поднимает важные нравственные проблемы. На основе данных текстов учащиеся могут составить свои сочинения-миниатюры, в которых поднимут вопросы, затрагивающие их интересы. Это позволяет применить знания, которые получены при работе с текстом, позволяет приобретать коммуникативную и языковую компетентность, учит оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач.
Проводя такую работу можно достичь следующих результатов: повышение общей речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативной культуры, умение выступать перед аудиторией, правильно строить свою речь, что немаловажно в современном мире.

Библиографический список:

1.       Астафьев В.П. «Затеси», М., 2004г.
2.       Лихачев Д.С. Публицистика, М.,2000 г.
3.       Чехов А.П. Сборник произведений, М., 1990 г.
Телефон: 89275430813, e-mail: Potapovaobidnova@mail.ru
2017