Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf
В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Одним из таких методов является используемый нами метод CASE STUDY.
Идеи метода кейс-стади достаточно просты:
1. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика; отсюда принципиальное отличие метода кейс-стади от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда ученик по сути дела равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы.
2. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.
3. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции[1].
В статье предлагается вариант использования метода CASE STUDY на внеурочном занятии в 9 классе для углубленного изучения темы «Промышленность Кемеровской области», приводится текст кейса, вопросы к нему и рекомендации по работе с кейсами.
В ходе урока ученикам предлагается разделиться на группы по 5 человек, раздаются кейсы и рекомендации к ним. Время работы с кейсами ограничивается до 15 минут. Ученики самостоятельно работают в группах (изучение кейсов и ответы на вопросы), после чего в течение 10 минут каждая группа озвучивает общий вывод - ключевую проблему данного кейса – пути решения экологической проблемы химической и отходоперерабатывающей отраслей Кемеровской области. В качестве оценки рекомендуется самооценка учеников и комментирование оценок в группе. Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед обучающимися вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают обучающимся вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии[2].
Рекомендации по работе с кейсом.
Прочитайте внимательно кейс, обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя место для возможного другого варианта ответа. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.Кейс
Химический комплекс Кемеровской области — крупнейший в стране и в Сибири. Здесь производится каждая вторая тонна капролактама, 44 % кордных тканей, 15 % азотных удобрений, 30 % синтетических смол и пластмасс в России. Кузбасские химики выпускают свыше тысячи различных наименований химической продукции, а их продукция поставляется в десятки стран мира[3].Предприятия химического комплекса области осуществляют деятельность в четырех укрупненных видах экономической деятельности: химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, фармацевтика и нефтепереработка.
Ведущими предприятиями химической промышленности являются: ОАО«Азот»(г.Кемерово), ООО«Химпром»(г.Кемерово), ООО«ПО«ТОКЕМ»(г.Кемерово), ОАО«Знамя»(г.Киселевск), ОАО«Органика»(г.Новокузнецк), ООО «Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод» (г.Анжеро-Судженск), ООО «Завод углеродистых материалов» (г.Ленинск-Кузнецкий), ОАО«Полимер»(г.Кемерово), ООО«Анжерская нефтегазовая компания» (г.Анжеро-Судженск),ЗАО «НефтеХимСервис» (г.Новокузнецк).
Основными видами продукции химической промышленности являются: аммиак синтетический, удобрения минеральные, серная кислота в моногидрате, каустическая сода, синтетические смолы и пластические массы, капролактам и взрывчатые вещества. Фармацевтическая промышленность области ориентирована на выпуск антибиотиков, противоастматических и антигистаминных препаратов, а также препаратов для лечения сердечно-сосудистых, психоневрологических заболеваний, эндокринной системы, органов пищеварения и других.
16 июня 2016 года на Международном Санкт-Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение с итальянскими компаниями по строительству у нас на КАО «Азот» комплекса по производству азотных минеральных удобрений! Это крупный инвестиционный проект для России по модернизации завода азотных удобрений за последние 25 лет. Сумма инвестиций ориентировочно составит –1 млрд. 200 млн. евро.
ООО «ПО «ТОКЕМ» в 2015 году наладило производство специальных смол, которые используются для очистки воды в самых разных отраслях: в энергетике, в том числе и атомной, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в металлургии. Сегодня специалисты ТОКЕМа разработали и внедрили новую технологию производства особо чистых смол. Продукция уникальная, во всем мире такие смолы производят только несколько компаний с мировым именем.
К 2019 году на Яйском НПЗ (АО «НефтеХимСервис») планируется освоить новый продукт – бензин европейского качества евро-5,(глубина переработки нефти увеличится с 62% до 75%),а значит, существенно расширятся рынки сбыта, и, соответственно, вырастут поступления во все уровни бюджетов[4].
На территории Кемеровской области осуществляют производственную деятельность более 50 отходоперерабатывающих предприятий из Новокузнецка, Кемерово, Киселевска, Осинников, Прокопьевска, Ленинск- Кузнецкого, Белово, Красноярска.
В области перерабатываются такие виды отходов, как: промышленные и бытовые отходы пластмасс; древесные отходы; отходы бумаги и картона; медицинские отходы; шины пневматические отработанные; резиновые изделия, потерявшие потребительские свойства; резинометаллические отходы; отработанные масла и нефтепродукты; отработанные аккумуляторные батареи и свинецсодержащие отходы; огнеупорный лом; остатки и огарки стальных сварочных электродов; лом черных металлов; стружка черных металлов; лом цветных металлов; золошлаковые и строительные отходы [5].
Вопросы.
Сформулируйте проблему.1. Отметьте на контурной карте Кемеровской области центры химической и отходоперерабатывающей промышленности.
2. В каких городах предприятия химической и перерабатывающей промышленности имеют тенденцию к стабильному развитию?
3. Какие природные ресурсы необходимы для данных предприятий?
4. Как влияет производственный процесс на предприятиях на объекты живой и неживой природы?
5. Сделайте вывод, предложите свои пути решения данной проблемы.
Инструкция оценивания работы группы.
Каждая группа, ответив на все 6 вопросов кейса, получает максимум – 30 баллов (каждый ответ – 5 баллов).Использование на уроке географии и на занятиях внеурочной деятельности в 9 классах метода CASE STUDY на примере приведенного выше кейса показало результативность и экономичность по времени. Кроме того, заинтересованность учеников в изучении материала данным методом выявляет целесообразность использования метода CASE STUDY в дальнейшей работе.
Список использованной литературы.
1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения, www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=26002. Полухина А.К. Кейс как средство контроля в учебном процессе// Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя.
3. http://sfo.sibindustry.ru/ сайт Промышленность сибирского федерального округа
4. http://kemdep.ru/deyatelnost/promyshlennyj-kompleks/khimicheskaya-promyshlennost, сайт Департамента промышленности Кемеровской области
5. http://www.kemobl.ru/Ekonomik, интернет-портал органов государственной власти Кемеровской области