Дошкольный возраст - это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До возраста 7 лет интенсивно развиваются органы и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирования характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), осмысленную потребность систематических занятиях физической культурой и спортом.[18]
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.[41]
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, другой стала сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.
Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей и т.д.
В связи с этим, встает проблема в построении такой работы, которая бы была направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, а также на формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Эта работа должна охватывать не только детей, но и родителей, так как семья является первым социальным институтом, в котором формируется образ жизни ребенка.
Следовательно, проблема взаимодействия ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и по сей день.
Анализ результатов социологического опроса родителей показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того, не наблюдалось должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни. Данные показывают низкий уровень педагогической культуры родителей, что говорит о необходимости систематической работы по взаимодействию ДОУ и семьи, направленных на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
С целью выявления представлений детей о здоровом образе жизни и отношения родителей к ЗОЖ нами была проведена диагностика с использованием следующих методик: Методика 1. «Отношение детей к собственному здоровью» (автор В. Ф. Воробьёв); методика 2. «Незаконченные предложения» и анкетирование родителей.
Диагностика детей и анкетирование родителей проводилось в г. Череповец, на базе МАДОУ «Детский сад №125», в исследовании приняли 10 детей в возрасте 5-6 лет и их родители.
Полученные результаты указывают на тревожную тенденцию: у большинства детей не сформированы знания о собственном организме, об ответственном отношении к своему здоровью, что свидетельствуют о необходимости вести специальную работу по формированию знаний о здоровом образе жизни.
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что из 10 опрошенных родителей, спортом занимаются только трое, соответственно, можно сделать вывод, что именно в этих семьях детям прививается любовь к спорту, детей активно вовлекают в спортивные мероприятия и на собственном примере показывают положительное отношение к спорту. У основной массы опрошенных (7 человек) в ответах можно увидеть, что они занимаются спортом очень редко (4 родителя) и не занимаются физкультурой и спортом вообще 3 родителя.
В анкете нам также очень важно было узнать как позицию родителей к вредной еде и напиткам (сухарики, чипсы и т.д.), позволяют ли они употреблять вредную пищу своим детям. Результаты получились следующие: двое родителей считают недопустимым употреблять в пищу вредные продукты, соответственно они не позволяют эту пищу есть своим детям, основная часть родителей (8 человек) считает употребление вредных продуктов возможным, но в умеренном количестве, два родителя считают, что можно употреблять вредную еду, что они и делают.
Итак, результаты анкетирования показывают, что у родителей низкий уровень компетентности в вопросах приобщения детей к ЗОЖ, семьи малоактивные, следовательно, возникла необходимость включения родителей в образовательную деятельность по формированию ЗОЖ у детей, просвещения семей в области ЗОЖ, приобщения к здоровому образу жизни, тем самым повышать педагогическую компетентность семей.
Исходя из результатов диагностики детей и анкетирования родителей, можно сделать вывод, что проблемы детского здоровья требуют поиска новых путей и решений, одним из которых является функционирование детско-родительского клуба здоровья (далее клуб). Данная работа строилась по нескольким направлениям в форме детско-родительских заседаний клуба один раз в квартал.
Цель: формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи:
- создать единое оздоровительно-образовательное пространство ДОУ «образовательное учреждение-семья»;
- повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни;
- организовать взаимодействие ДОУ с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- развивать у детей потребность в освоении способов сохранения своего здоровья;
- развивать у детей потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни;
- приобщать детей к занятиям физической культуры, обращенных в специальных видах двигательной деятельности: подвижных играх, играх с элементами спорта и т.д. [19]
Направленность работы клуба - комплексная система воспитания и оздоровления старших дошкольников.
Основное содержание работы с детьми строится по нескольким направлениям:
1. Культурно-гигиенические навыки
«Чистота – залог здоровья»
2. Основы правильного и полезного питания
«Полезная и вредная еда»
3. Основы двигательной культуры
«Веселые движения»
При организации работы данного клуба использовалась программа «От рождения до школы» под редакцией Н.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основные принципы построения работы:
- принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
- принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
- принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. [26]
Содержание работы клуба:
На основном этапе проходила работа с детьми и родителями, а именно детско-родительские заседания клуба, которые проводились 1 раз в квартал, продолжительностью 35-40 мин.
При планировании содержания работы клуба мы выделили наиболее важные разделы:
1. «Чистота – залог здоровья»
2. «Полезная и вредная еда»
3. «Веселые движения»
1. «Чистота – залог здоровья»
Задачи: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, пользуясь только индивидуальным полотенцем; следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, пользоваться индивидуальной расческой.
Воспитывать привычку самостоятельно и правильно чистить зубы, полоскать рот утром и после каждого приема пищи; следить за чистотой своих рук, ногтей; принимать водные процедуры перед сном; правильно пользоваться носовым платком; при кашле и чихании закрывать нос платочком, отворачиваясь в сторону.
Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, следить за своим внешним видом, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), следить за чистотой своей одежды и обуви; опрятно убирать свою постель.
Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Методы работы с детьми:
Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, т.к. обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действий, оценка. Эти приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков.
Используются беседы с детьми («Личная гигиена и гигиена жилища», «Друзья Вода и Мыло»), беседы-практикумы («Уход за зубами», «Правила ухода за телом»), дидактические игры и игровые упражнения («Как надо заправлять постель», «Правильно сервируем стол»); художественные произведения, которые могут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности по самообслуживанию (Г.Остер «Нарушение правил этикета: правила личной гигиены», «Петька-микроб»), игра-драматизация по произведению А.Барто «Девочка чумазая»; цикл бесед «Чистота – залог здоровья», «Культура поведения за столом».
2. «Полезная и вредная еда»
Задачи: учить детей осознано подходить к своему питанию; продолжать знакомить детей с отличиями полезных и вредных продуктов; дать знания детям о витаминах, в каких продуктах они содержаться; воспитывать у детей потребность к ЗОЖ и желание питаться правильно.
Методы работы с детьми
- Наглядные (рассматривание цветных иллюстраций, дидактически игры)
- Словесные (рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов, чтение валеологических сказок).
3. «Веселые движения»
Задачи: формирование двигательных навыков и развития физических качеств, расширение знаний о многообразии физических упражнений и игр. Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает двигательная активность, при этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое развитие ребенка. Психолог Н.А. Бернштейн говорил «Психика формируется в движении»
Способы формирования основ культуры движений.
- Выразительно-отобразительные средства, с помощью которых можно передать характер движений, отношение ребенка к самому себе и к миру – плавные, сильные, охранительные, выразительные, точные, согласованные и т.п. Создающие художественный образ – в танце, пластике, хореографии, подвижных играх, рисунке, лепке, в поделках и т.д.
- Рациональные движения – в достижении цели, в соответствии действия и предмета, на который оно направлено, в совместной деятельности, общении, выполнении двигательных упражнений (метание, бег, прыжки и др.).
- Регулятивные движения - обеспечение смены активных движений и отдыха, двигательной активности. Саморегулирующие (смены настроений через образы, игру, изменение движений в пространстве – бег, ходьба, лазание, метание и т.п.).
- Корректирующие движения, расслабляющие – состояния организма, тела, положения осанки (релаксация, корригирующая гимнастика, дыхание, хромотерапия и т.д.).
- Восстанавливающие – физические упражнения (силовые – метание, перетягивание и т.п., скоростные – бег, ходьба и т.п., ориентировочные – лазание, подлезание, прыжки и т.п.).
Далее, в работе с детьми и родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни применялись следующие формы работы:
- тематические беседы по здоровому образу жизни; основам безопасности и жизнедеятельности; по правилам дорожного движения;
- наглядная агитация на группе: стенды «Мы и наше здоровье», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Витаминный калейдоскоп», «Овощи и фрукты – полезные продукты» и др.
- участие в соревнованиях внутри детского сада;
- участие в городских Спартакиадах среди ДОУ компенсирующего вида;
- участие родителей с детьми в городских спортивных мероприятиях – «Кросс Нации».
Также, на основном этапе работы с детьми, проводятся лечебно-профилактические мероприятия как в специально организованной деятельности детей, так и в режимных моментах.
Это:
1.Проведение закаливающих процедур: занятия в бассейне, оздоровительные паузы на воде и пр.
2.Витаминотерапия (кислородные коктейли).
3.Фитотерапия - чаи, отвары (работа фитобара).
4. Ароматерапия на группах (чесночные букетики).
5. Индивидуальный общеукрепляющий массаж.
6. Тренажеры.
Также, работа с семьей включает следующие компоненты:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики физической подготовленности и развития ребенка, состояния здоровья детей группы, определение задач по оздоровлению детей, составление плана оздоровительных мероприятий для всех детей.
-Целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические знания и необходимость коррекции образа жизни ребенка, режима дня, закаливания, организации рационального питания, оптимального воздушного и температурного режима в квартире.
-Ознакомление родителей с лечебными мероприятиями, проводимыми в ДОУ: фитотерапия, ЛФК.
-Ознакомление родителей с содержанием воспитательно-образовательной работы, педагогическими мероприятиями, которые направлены на тренировку адаптационных механизмов организма ребенка: утренняя гимнастика, занятия, пробуждающая гимнастика после дневного сна, самостоятельная двигательная деятельность; включение в физкультурные занятия циклических движений, упражнений на формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, познавательных интересов детей, элементы дыхательной гимнастики, самомассаж и др.
-Обучение родителей конкретным приемам оздоровления детей (приемам правильного дыхания; проведению закаливающих процедур; правильному питанию; важности занятий спортом).
-Проведение практических занятий «Витаминный калейдоскоп», «Движение – это жизнь!».
- Проведение совместных физкультурных досугов.
-Привлечение родителей с детьми принимать участие в городских спортивных праздниках, с целью укрепления взаимоотношений взрослых и детей, повышению авторитета родителей.
Итак, следует сделать вывод, что деятельность клуба обеспечила решение двух задач:
- способствовала установлению единства педагогических воздействий на ребенка со стороны дошкольного учреждения и семьи и оказанию помощи родителям со стороны педагогов в формировании основ здорового образа жизни у детей;
- явилась формой опосредованной дифференциации педагогической деятельности воспитателя по взаимодействию с самими детьми.
Таким образом, предлагаемая организация работы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие с родителями и детьми в данном направлении.
Опыт, полученный в ходе организации детско-родительского клуба здоровья, позволил сформировать представления о здоровом образе жизни у всех участников клуба. Следует отметить рост педагогической грамотности родителей по вопросам формирования здорового образа жизни у детей.