НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Абдуллина В.А. Проектная деятельность учащихся 6-х классов по биологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.
Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Приоритетной задачей развития образования выступает воспитание активной личности, которая способна к продуктивным решениям. В России актуально внедрение в образовательный процесс технологий проектно-исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают проявление и развитие творчества школьников.
Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя-биолога является умение грамотно организовать исследовательскую и проектную работы со школьниками, привлечь их к изучению родного края с целью развития биологического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения ко всему живому. Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
В связи с этим рассмотрение темы "Проектная деятельность школьников по биологии" является актуальным.
Используя проектную деятельность с поддержкой средствами информационно-коммуникационных технологий, можно увидеть её преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету. В-четвертых, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Инновационной составляющей внедрения современного проектного обучения является привлечение всех учащихся школы к проектной деятельности:
- на уровне класса, с учетом личностно-ориентированного подхода;
- уровень образовательных ступеней начальной, средней и старшей школы;
- общешкольный уровень (участие в научно-практической конференции, посвященной Дню науки, фестивале проектных работ);
- представление на муниципальном, региональном уровнях.
Рассмотрим примеры проектов по биологии школьников.
Проект "Растения нашего края" (межмпредметный информационный проект). Учащиеся вспоминают основные признаки семейств двудольных растений, отрабатывают навыки работы с определительным карточками по гербарным образцам и выполняют проектные работы. На первом уроке учащиеся делятся на 7 групп (по количеству семейств изучаемых растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, злаковые, лилейные). Каждая группа выполняет проектную работу о растениях нашего края выбранного ими семейства.
Цель проекта:
·          создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства).
Задачи проекта:
·          собрать материал о 15 представителях данного семейства;
·          подобрать иллюстрации;
·          найти загадки, предания, стихи;
·          составить ребусы или кроссворд;
·          оформить книгу. школьный биологический возрастной образован
Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.
Последние 2 урока идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия.
Проект "Естественнонаучные музеи Казани" (межмпредметный информационный проект).
Цель проекта:
·          создать страницу на школьном сайте о естественнонаучных музеях в нашем городе.
Задачи проекта:
·          собрать материал о естественнонаучных музеях в нашем городе;
·          подобрать иллюстрации;
·          найти или разработать маршруты проезда от школы в музеи.
Также метод проектов используется непосредственно на уроках биологии. В 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но, как правило, времени на это катастрофически не хватает. После того, как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками проводится урок "Узнай кто перед тобой". В начале урока класс делится на 5 групп (по 5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений.
На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).
Цель мини-проекта:
·          определить название растения.
Задачи мини-проекта:
·          отработать навыки работы с определительными карточками;
·          собрать материал о растениях, с которыми работал;
·          подготовить отчет (письменный и устный).
Учащиеся работают в течение 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный и устные отчеты.
Презентации как продукт проектной деятельности.
Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.
Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.
Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.
Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.
Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Библиографический список

1.       Городилина, Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе ФГОС / Т.В. Городилина // Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2014. - № 6.
2.       Самкова, В.А. Экологический практикум "Город в котором я живу": Практические работы / В.А. Самкова // Биология в школе. - 2014. - № 5.
3.       Русских, Г.А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских // Биология в школе. - 2015. - №3.
4.       Хамитулина, М.А. Проектная деятельность школьников с применением ИКТ / М.А. Хамитулина. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013. – 226 с.
2019