Актуальные вопросы начального общего образования

Трубко В.П. ИКТ-компетентность младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


 Одним из требований ФГОС является формирование ИКТ-компетентности младших школьников. В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся знакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними, осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться.
Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ - компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем, воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Основы ИКТ – компетентности являются частью метапредметных результатов освоения программы начального общего образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий
Активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий. ИКТ-компетентность является фундаментом для формирования УУД в современной школе.
С точки зрения системно-деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются:
1) сбор и хранение информации;
2) поиск информации;
3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;
4) организация и представление информации;
5)создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;
6) планирование информации, коммуникация;
7) моделирование;
8) проектирование.
Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знания в жизни. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение ИКТ позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию обучающихся.
ИКТ - компетентность определяется как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех уроках и занятиях внеурочной деятельности. Компетентность можно сформировать только на практике. Большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Использовать компьютер при формировании компетенции самостоятельного поиска информации учащимися можно на уроках.
Урок изучения нового материала:
- найти информацию в Интернете по конкретной теме,
- составить свои вопросы или ответить на вопросы, анализируя мультимедийные анимации, поэтапное их объяснение,
- указать практическое применение модели,
- изучить конспект по электронному учебнику и сопоставить с соответствующим материалом учебника.
Урок решения поставленных задач:
-изучить конспект работы по электронному учебнику,
-попытаться самому наметить путь выполнения работы,
-выполнить работу по плану,
-проверить результат,
-ввести данные и проверить решение по алгоритму в электронных таблицах,
-решить задачу по анимации с изменением указанной величины,
-решить задачи на бумажных носителях с последующей компьютерной проверкой полученных ответов,
-результаты эксперимента проверять по алгоритму,
-решать задачу, используя примеры решения задач мультимедийных программ.
Урок обобщения и систематизации знаний (урок-презентация, урок-защита проектов, урок-игра):
-подобрать материал на заданную тему в Интернете,
-составить монографию ученого,
-сделать подборку материала по изучаемой теме,
-создать мини проект,
-подобрать виртуальные опыты, продемонстрировать и объяснить их, возможно с помощью учителя.
Всю эту работу можно делать, индивидуально, парами или маленькими группами.
Урок контроля:
-тестирование в компьютерном классе;
-тестирование индивидуальное, выборочное;
-индивидуальное тестирование с последующей проверкой по алгоритму на компьютере, свой результат можно вывести на экран.
В своей педагогической деятельности я пользуюсь различными средствами ИКТ:
– использование тематических презентаций (презентации к предметным неделям, классным часам и праздничным мероприятиям, на уроки и внеурочную деятельность);
– использование готовых программных продуктов, в том числе электронно-образовательных ресурсов;
– использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).
Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д. Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя мультимедийные презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий. При помощи использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер можно зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе - это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, коммуникативные способности, творчество и критическое мышление.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках и во внеурочное время - это повышение интереса, усиление мотивации, развитие творческих способностей младших школьников. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повысили его эффективность, способствуют формированию УУД в условиях реализации ФГОС НОО.

Библиографический список

1.                                                                                                                                                                                                                                      Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006.
2.      Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М.: Просвещение, 2011
2019