НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Варнасова Н.С. Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Прогулка в зимний лес к белке на день рождения»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Цель: Формировать правильную устную речь и навыки речевого общения с окружающими. Способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы для раскрытия творческих способностей детей
Задачи:
Образовательные:
·          Употребление в речи предлогов «под». «из – под», «за», «из-за», «около», «в», обозначающих пространственное расположение предметов, согласовывать в нужном падеже существительные и прилагательные
·          Упражнять в образовании и практическом использовании относительных прилагательных со значением места, принадлежности. Активизировать в речи детей относительные прилагательные.
·          Употребление падежных конструкций родительного падежа.
·          Воспитывать умение работать в коллективе. Слышать, выделять и правильно употреблять каждую значимую часть слова.
Коррекционно-развивающие:
·          Развивать слуховое и зрительное внимание, память, эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения
·          Развивать навыки связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Воспитательные:
·          Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
·          Воспитывать интерес к речевому творчеству, желание говорить правильно и красиво
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, картинок зимы, картинок с изображением диких животных и их следов. Во время чтения и ознакомления с дикими животными дать характеристику животным и персонажам. Прослушивание музыкальных произведений «вьюга», «скрип снега», Три белых коня». Сбор шишек.
Материал: Занятие проводится в зале. В зале сугроб из ваты и белой ткани; дерево с дуплом (из кубов или коробок из-под ксерокса, обуви); следы животных из бумаги, дорожка из шишек; искусственные ёлки, украшенные снежинками из ваты или бумаги; корзинка с приготовленными угощениями. Маски животных. Мягкие игрушки. Дуга с пришитыми ленточками.
Действующие лица: сорока, волк, медведь, белка. Педагог – ведущий.
Дети входят в зал; с правой стороны стоят 2-3 ёлки; далее змейкой бумажные следы на полу диких животных. Далее разложены еловые шишки. С левой стороны стоит берлога медведя. С правой стороны будет стоять макет дерева с дуплом.
Звучит таинственная музыка. Входим в зал, осматриваем его.
- Какой он красивый!
- Вот птички прилетели, на ветки сели. А вот и ёлочка снегом украшенная.
Ходим по залу, осматриваем зал, украшения зала.
- Ой. Ребята – непорядок. Все ёлочки украшены, снегом запорошены, а эта стоит без снега. Давайте её нарядим.
(Музыка убавляется).
Дети берут на ладошки ватку и сдувают их на ёлку.
Идут дальше по следам на «снегу».
-Ой., я кажется провалилась. Какие высокие сугробы! Как же мы пройдём через сугробы?
Ответы детей: высоко поднимая ноги.
Ходьба по «сугробам», высоко поднимая ноги.
Пришли в лес.
- Светятся берёзы, тихо кругом.
В зимний лес сегодня
В гости идём.
Мы идем все вместе
В сказочный лес.
Там нас ожидает
Царство чудес.
- Сегодня мы с вами пойдем в сказочный лес, а почему он сказочный – вы мне сами скажете в конце прогулки.
- Посмотрите, кто к нам летит? (персонаж «Сорока» - ребенок из другой группы)
- Здравствуй, сорока!
- Привет вам, ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Белка к вам меня прислала,
Приглашенье написала!
Читают приглашение:
- А теперь вперед идите
Влево, вправо поверните.
Так придете на поляну.
Дальше говорить не стану.
Наши выполнив заданья,
Показав при этом знанья,
Вы узнаете дорогу
Прямо к беличьему порогу.
Улетаю, мне пора
В добрый путь вам, детвора!
Вручает конверт с заданием «Верно или неверно»
- Верно, что у белки 6 лап. – нет, не верно, 4 лапы.
- Верно, что медведь зимой не спит?
- Верно или не верно, что жилище у волка – логово?
- Верно, что заяц спит в норе. И т.д.
- Вот и отгадали мы первое заданье.
- Смотрите, видно не только мы пришли в сказочный лес. Кто же это оставил следы? (рассматривают следы человека,сделанные из бумаги). Человек.
- А зачем человеку идти в лес?
- Правильно, любоваться природой….
Давайте пройдем по следам.
Идут по шагам след в след (музыка «скрип снега»)
– Вот поляна перед нами
Вся усыпана следами
Словно снежная поляна….
Следы разных зверей на поляне (бумажные)
- Чей этот след? Чьи следы? (Медвежьи, заячий, волчий.. – ответы детей)
Раздается волчий вой.
- Притаился кто у ёлки,
Ой. наверно это волки.
Выбегает волк из – за ёлки без хвоста (персонаж – ребенок)
- Вы не бойтесь, я не злой.
Подружитесь-ка со мной.
Педагог и дети:
- Ну, тогда, волк, здравствуй,
Как дела, зубастый?
Волк:
- Вы, друзья, мне помогите,
Нужный хвост мне подберите.
Магазинчик есть в лесу,
Сейчас хвосты вам принесу.
Игра «Чей хвост» (разрезные картинки)
Закрепление в речи: медвежий хвост, у меня лисий хвост…)
- Кому ты нашел хвост, Саша? – Волку. Чей же этот хвост – волчий. И тд
- А у тебя, Маша, чья мордочка? – Лисья. Чей хвост ты будешь искать? – Лисий.
- Вот спасибо, ребятишки.
От меня в подарок шишки.
Не простые шишки тут
Они вас дальше поведут.
- Всего две шишки! А как же они нам помогут?
А вот ещё наши шишки. Посмотрите, ребятишки.
(взрослый раскладывает шишки. Пока дети подбирают картинки «Хвосты»)
Мы с вами будем идти по следам шишек, собирать их и подбирать красивые слова о снеге.
- Хрустящий, серебристый, холодный, пушистый, липкий…
Подходим к домику медведя.
Педагог: - Это что за бугорок?
Из него идет дымок.
Это, видимо, берлога.
Спит медведь в ней, недотрога.
Нужно мишку разбудить,
У него путь расспросить.
Дети: - Мишка, мишка, просыпайся.
Мишка, мишка, поднимайся.
Слышится рев медведя (в записи)
Медведь: - Что случилось?
Кто зовет?
Кто поспать мне не дает?
Педагог: - Не сердись на нас, медведь,
И не надо так реветь!
Лучше покажи дорогу
Прямо к беличьему порогу.
Медведь: - Чтобы путь вам показать.
Нужно лапы мне размять,
Ну, а вы не отставайте
Всё со мною выполняйте
Под музыку «Вой ветра, пурги»
(Лежа на левом боку в позе эмбриона (калачиком), повернуться на спину - потянуться, повернуться на правый бок в позе эмбриона, потянуться.) Повтор 2-3 раза.
- Показывай, медведь дорогу. А как можно назвать ласково медведя?
- Медведь, медведюшка, мишенька, медвежонок…
Давайте, дети встанем на лыжи и пойдем по глубоким сугробам вслед за медведем.
Имитация ходьбы на лыжах под музыку.
Подходим к макету дерева с дуплом.
Медведь: - Видите в сосне дупло?
В том дупле всегда тепло.
А кто в дупле живет в тепле?
Дети:- Белка.
Выбегает белка.- Вас давно уже ждала.
Угощенье припасла.
Тут грибы, орехи, шишки
Угощайтесь, ребятишки!
А потом начнем играть,
День рождения отмечать!
(отдает корзинку с печеньем в виде грибочков и шишек)
Мы хотим с тобой. белка. в прятки поиграть.
Игра «В прятки» с мягкими игрушками. Дети превращаются в «зверюшек» (можно с мягкими игрушками либо с масками)
- Ты где лиса?
- Я здесь, под ёлкой.
- Иди к нам.
- Откуда ты вышла?
- Из – под ёлки.
- А ты, мишенька, где, ау?
- Ау, я здесь за ёлкой.
- Выходи. Где же прятался наш медведь? И т.д.
Педагог: - Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
В лесу тишина и покой,
А нам пора домой.
Белочка: - До свиданья. Приходите в гости.
Раздает угощение ( печенье «Грибочки», « Орешки»)
Педагог: - Спасибо, белочка. Нам было хорошо с тобой, нам нравится с тобой дружить. Нам было интересно в сказочном лесу.
- Дети, почему же лес оказался сказочным?
- Правильно. В лесу медведь не спал, звери разговаривали…
А вот и тройка лошадей нас дожидается (обруч с привязанными лентами). Устали мы очень.
Под музыку «Три белых коня» дети выбегают из зала.
2019