Актуальные вопросы начального общего образования

Канина К.С. Учитель - родитель

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


В нашей жизни важно и необходимо сотрудничать с семьей ученика. Родители – это самый первый учитель ребенка до его зачисления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Начальная школа играет необыкновенно важную роль в общей системе образования. Это звено, которое обеспечит целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление примитивной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
В условиях введения ФГОС это важнейшая роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе.
Известно, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие трудности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Нас объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Работа учителя с родителями осуществляется в следующих направлениях:
·          просвещение психолого-педагогических знаний родителей;
·          вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
·          создание теплого климата взаимоотношений родителей и учителя.
Работа строится как с коллективом родителей, так и индивидуально.
В моей практике сложились наиболее рациональные ее формы: классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися (организация экскурсии на кондитерскую фабрику, посещение цирка, организация и проведение родителями выпускного вечера « Прощай, начальная школа!», проведение совместных спортивных соревнований и КВН, участие детей с родителями в празднике « Мама, папа, я – спортивная семья» и др.), участие с детьми в совместных проектах («Наша дружная семья», «История семьи в истории страны», «Домашние питомцы»и др.)
Классные родительские собрания планируются один раз в четверть.
Родительское собрание - это школа просвещения родителей, оно должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.
На родительских собраниях анализирую учебные достижения учащихся, характеризую их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании ведём не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию готовлю выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тем внутрисемейных, содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих. Родители должны быть уверены, что все доверительно рассказанное учителю останется между ними, что любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, высказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена.
Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами, ее следует обязательно учесть в работе.
Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика, – пересадить за другую парту, чаше спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, и т. д.
К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже следует прислушаться, так как родители хорошо знают своего ребенка.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Участие родителей с ребятами в совместных мероприятиях способствует сплочению детского коллектива, росту взаимопонимания, формированию более открытых, доверительных отношений.
2019-10-11 16:03 2019