Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Варакута Л.Г. Конспект занятия «Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, клавишные. Симфоническая сказка «Петя и волк», С.С. Прокофьев»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf

Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки и в увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
Задачи:
· открыть понятие «Симфонический оркестр»;
· познакомить с симфонической сказкой «Петя и волк»;
· познакомить с инструментами симфонического оркестра (группы, название, внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;
· развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
· воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Методы: словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме занятия);
метод контрастного сопоставления; метод импровизации (исполнение двигательных импровизаций музыкальных инструментов, на темы героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»); метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на занятии:
1. слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. выполнение творческих заданий (двигательные импровизации).
3. работа детей с наглядными пособиями (музыкальными инструментами «Симфонического оркестра», мультимедийная презентация по сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»).

Ход занятия


Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк»
Педагог: здравствуйте, ребята. Мы рада приветствовать вас в нашем музыкальном классе. 
Педагог: нам захотелось сегодня сделать для вас что – то интересное, удивительное, открыть для Вас что-то новое. Мы хотим на сегодняшнем занятии познакомить Вас с «Симфоническим оркестром».
Ребята, а как вы думаете, что такое симфонический оркестр? (ответы детей)
Педагог: это большой коллектив музыкантов, исполняющий классическую музыку на разных музыкальных инструментах. А как вы думаете, из каких голосов состоит симфонический оркестр?
Дети: из разных голосов музыкальных инструментов: скрипка, контрабас, виолончель.
Педагог: да, вы правы, ребята. В симфоническом оркестре много разных музыкальных инструментов: арфа, литавры, барабан, тарелки, флейта, валторны, гобой, фагот рояль, треугольник. Все инструменты разделяются в оркестре на несколько групп: струнные смычковые и щипковые инструменты, медные духовые инструменты, деревянные духовые инструменты, ударные инструменты и клавишные. И все инструменты в оркестре разделяются на несколько групп.
Педагог: группа струнные смычковые щипковые музыкальные инструменты. Ребята, а как вы думаете, почему группу струнных смычковых инструментов назвали именно так? (ответы детей)
Дети: потому что у них есть струны, смычок.
Педагог: вы правы, ребята. Это скрипка, виолончель, альт, контрабас.
Показать на экране струнные инструменты.
Педагог: а почему называют эту группу щипковой? (ответы детей)
Дети: потому что пальцами можно щипать за струны и перебирать их.
Педагог: совершенно верно, и к этим инструментам относится Арфа.
Педагог: следующая группа – это медные духовые и деревянные духовые инструменты, почему назвали их так?
Дети: потому что в них дуют, они из дерева и железа (меди).
Педагог: верно. Есть еще ударная группа и клавишная, подумайте, почему у них такое название?
Дети: ударные, потому что по ним ударяют. Это барабаны, тарелки.
Педагог: верно. А клавишные?
Дети: а клавишная, потому что у них есть клавиши.
Педагог: правильно. Это рояль и фортепиано.
Педагог: посмотрите, на экран, здесь представлены музыкальные инструменты симфонического оркестра. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Посмотрите, как они расположены, а здесь по центру стоит дирижер, человек, который руководит оркестром. Как вы думаете, для чего нужен дирижер? (ответы детей)
Дети: для того, чтобы музыканты играли вместе, красиво.
Педагог: правильно. Мы предлагаем вам сейчас тоже стать музыкантами оркестра, подойти к столу и выбрать себе инструмент и сказать, к какой группе музыкальных инструментов он относится. (На столе лежат миниатюрные копии настоящих инструментов симфонического оркестра. Дети подходят и выбирают себе по 1 музыкальному инструменту и возвращаются на свое место)
Педагог: ребята, давайте теперь распределимся по группам: справа от моей руки встанут дети, у которых группа струнных инструментов, слева от моей руки – ребята, у которых группа медных духовых и деревянных духовых инструментов.
Педагог: к Лидии Григорьевне подходят дети, у которых группа ударных инструментов и группа клавишных музыкальных инструментов. (дети распределяются по группам)
Педагог: а теперь давайте постараемся назвать свои музыкальные инструменты. (дети называют музыкальные инструменты)
Педагог: молодцы, вы справились. И мы предлагаем вам пополнить свою группу еще инструментами. Подойдите к столу и выберете себе инструмент для вашей группы. (дети подходят к столику и выбирают музыкальный инструмент)
Педагог: а теперь постарайтесь вспомнить названия музыкальных инструментов. (дети называют инструменты)
Педагог: а теперь поставьте назад на стол наш симфонический оркестр.
Педагог: ребята, а как вы думаете, почему люди используют именно симфонический оркестр для звучания классической музыки?
Дети: для красивого звучания, для интересного звучания, чтобы было интересней слушать, инструменты могут рассказать нам историю, сказку…
Педагог: молодцы, ребята, правильно. Симфонический оркестр наиболее богато передает музыку, своими красками, своим звучанием.
Педагог: ребята, сейчас я вам хочу рассказать сказку. Жил был в лесу зайчик. Он был серенький, с пушистым маленьким хвостиком и очень добрый. Все звери в лесу старались чем- то обидеть зайчика. И никто к нему не спешил на помощь, потому что у него не было друзей. Очень было обидно зайчику и горько, что все обижали его. Ребята, вы смогли увидеть этого маленького зайчика, когда я вам рассказывала сказку? (ответы детей)
Дети: да
Педагог: при помощи чего вы смогли увидеть зайчика, какой он?
Дети: вы рассказали словами нам про него.
Педагог: правильно, я рассказала вам словами. И поэтому вы смогли увидеть этого зайчика, представить, какой он. А может ли музыка нам рассказать такую сказку?
Дети: да, может.
Педагог: конечно, оказывается, ребята, точно также музыка может рассказать нам такие же сказки, помочь нам увидеть героев, передать их характер, настроение.
Педагог: сегодня мы решили пригласить для вас сказку. Но не простую, а симфоническую, музыкальную, которая называется «Петя и волк».
Педагог: жил был мальчик Петя, он ваш ровесник. Послушайте, ребята, как музыка вам расскажет: какой Петя по характеру, какое у него настроение.
Слушание отрывка тема Пети
Дети: он веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Педагог: музыка звучит плавно, иногда «скачет», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует. Ребята, а какие инструменты исполняют тему Пети?
Дети: струнные, скрипки.
Педагог: правильно, струнные - скрипки. Ребята, покажите движениями рук, как на них играют.
Пластическая импровизация.  Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипке.
Педагог: вы показали только скрипки, но Петю изображает группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Показать эти инструменты на экране.
Педагог: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте, как музыка рассказывает нам о Дедушке. Расскажите, какой у него характер?
Слушание темы дедушки
Дети: дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно, как он ходит и ругает его.
Педагог: действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Скажите мне, ребята, какой инструмент исполнил тему дедушки? (ответы детей).
Педагог: правильно, духовой. Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.
Показать на экране музыкальный инструмент.
Педагог: давайте, ребята, определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Педагог: давайте сейчас с вами постараемся изобразить дедушку.
Звучит тема дедушки. Пластическая импровизация. Дети под музыку изображают дедушку
Педагог: молодцы. Как вы думаете, какого героя сказки изображает эта музыка?
Звучит музыкальная тема птички.
Дети: это – птичка. Мелодия звучала быстро, высоко, легко. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Педагог: какое настроение у Птички?
Дети: веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Педагог: правильно, это звучит флейта.
Показать на экране музыкальный инструмент.
Педагог: к какой группе инструментов относится флейта?
Дети: флейта – духовой инструмент.
Педагог: я предлагаю вам показать руками, игру на флейте.
Дети встают, под музыку имитируют игру на флейте.
Педагог: молодцы. Послушайте, а к какой группе музыкальных инструментов относится этот музыкальный инструмент?
Звучит тема кошки
Дети: это духовой музыкальный инструмент.
(на экране появляется кларнет)
Педагог: правильно, это духовой музыкальный инструмент называется кларнет. Звук у кларнета низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет – деревянный духовой инструмент. Он исполнят тему кошки.
(на экране появляется кошка)
Педагог: как звучала музыка?
Дети: мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Педагог: вы верно заметили. Ребята, покажите жестами, движениями этого героя сказки.
Звучит музыкальная тема кошки. Пластическая импровизация. Дети под музыку изображают кошку.
Педагог: вы верно изобразили и этого героя сказки. И я предлагаю прослушать звучание этого инструмента, он изображает утку.
На экране появляется утка. Звучит тема утки.
Педагог: ребята, а как звучала музыка, какая уточка, опишите ее?!
Дети: мелодия неторопливая, плавная; уточка идет и переваливается с лапки на лапку, крякает.
Педагог: к какой группе музыкальных инструментов относится этот инструмент?
Дети: духовой.
Педагог: правильно, духовой. Тему утки исполняет гобой. Он относится к группе деревянных духовых инструментов.
Показать на экране музыкальный инструмент.
Педагог: я предлагаю вам изобразить под музыку, как ходит утка, передать ее характер, настроение.
Звучит музыкальная тема утки. Пластическая импровизация. Дети под музыку изображают утку.
Звучит тема волка.
Педагог: ребята, кого теперь нарисовала нам музыка?
Дети: это волк. (на экране появляется волк)
Педагог: что музыка рассказала нам о волке. Какой он?
Дети: он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за кем-то, набрасывается, рычит.
Педагог: а какой группе инструментов композитор поручил изобразить волка?
Дети: духовым.
Педагог: совершенно верно, духовые - это валторны.
Показать на экране музыкальный инструмент.
Педагог: хотя валторна обладает прекрасным таинственным звучание, но как оказалось, если играют три валторны, то получается звучание напоминающее рычание волка. Давайте попробуем изобразить волка.
Звучит музыкальная тема волка. Пластическая импровизация. Дети изображают волка.
Педагог: ребята, вспомните, пожалуйста, и расскажите, что важного и удивительного вы открыли сегодня для себя?
Дети: мы открыли для себя симфонический оркестр, музыкальные инструменты. Узнали музыкальную сказку «Петя и волк», как музыка может рассказать о героях сказки.
Педагог: а какой из героев сказки вам понравился? (ответы детей)
Педагог: да, ребята, сегодня мы с вами узнали, что при помощи разных инструментов можно показать людей, животных, передать их характер, настроение. Мы слушали и говорили о героях сказки «Петя и волк», которую сочинил великий русский композитор С.С. Прокофьев.
Педагог: ребята, какое открытие вы сделали сегодня для себя, слушая звучание музыкальных инструментов?
Дети: у каждого музыкального инструмента свой голос, характер, звучание.
Педагог: совершенно верно. Каждый инструмент становится героем, и когда они объединяются, появляется музыкальная сказка, история, со своими красками. Посмотрите, сколько волшебства появляется, если инструменты звучат вместе.
Звучит симфонический оркестр. «Вальс цветов», П.И. Чайковский.
Педагог: сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами, познавать новое.
Под музыку дети выходят из музыкального класса.

Библиографический список

1.     Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. «Музыкальная литература». Первый год обучения. Москва, Музыка 2005, 113 с.
2.    Симфоническая сказка «Петя и волк» (мультипликационный фильм ) Электронный ресурс https://yandex.ru/video/preview?text=петя%20и%20волк&path=yandex_search&parent-reqid=1656499359436018-15721449276132440297-sas3-0967-c7e-sas-l7-balancer-8080-BAL-3475&from_type=vast&filmId=17718430244945739533
3.    История создания музыкальной сказки «Петя и волк» Электронный ресурс https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/sergej-prokofev-petya-i-volk
4.    Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» Электронный ресурс https://urok.1sept.ru/articles/622888



2022