Актуальные вопросы начального общего образования

Чернышева Т.В., Чернышев Р.Н. Формирование экологической культуры младших школьников посредством участия в конкурсной и проектной деятельности

Библиографическое описание:
Чернышева Т.В., Чернышев Р.Н. Формирование экологической культуры младших школьников посредством участия в конкурсной и проектной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. С каждым годом ученые разных стран мира делают открытия, которые позволяют облегчить жизнь людей. Но с изменением жизни людей, изменяется и природа. Эти изменения создают предпосылки для развития экологической культуры.

Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении личности, гражданина. Так, К.Д. Ушинский писал: «…необходимо вести детей в природу, чтобы передать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития». В.А. Сухомлинский: «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира».

Ученики начальной школы получают определенный объем знаний экологической направленности в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Перед учителем стоит задача не просто передать ученикам теоретические знания, но и воспитать активную, творческую личность, которая будет самостоятельно делать открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения. Но данная задача будет не в полной мере осуществлена, если деятельность в данной области будет ограничиваться только урочным материалом. Большой вклад в развитие экологической культуры вносит возможность участия обучающихся в конкурсах и проектах. Организовывать мероприятия, направленные на формирование экологической культуры, лучше всего в начальной школе, когда идет формирование личности ребенка. На этом этапе мы учим ребенка мыслить комплексно, осознавая последствия своих действий либо бездействия.

У младших школьников экологическую культуру формируют посредством участия в экологических акциях, проектах, олимпиадах, выставках рисунков и поделок.

Знакомство учеников моего класса с природой, охраной окружающей среды началось еще в 1 классе. Для ребят были проведены экологические классные часы, где они узнали о том, что такое экология, почему на эту проблему мы обращаем столь пристальное внимание, и как каждый из нас может помочь нашей планете. Ученики приняли участие в акции «Помоги зимующим птицам». Дети совместно с родителями изготовили кормушки, и мы развесили их на школьном дворе. Зимой учащиеся приносили корм для птиц и наполняли свои кормушки. Весной в период дистанционного обучения мой класс поучаствовал во всероссийском конкурсе рисунков «Эколята - друзья и защитники природы». В данном конкурсе двое учеников получили призовые места.

Во втором классе ребята участвовали в выставке рисунков и поделок экологической тематики, где предлагали свои способы борьбы с экологическими проблемами. Также второклассники приняли участие в конкурсе Экологического костюма из твердых бытовых отходов в рамках краевого конкурса «Эко-стиль». Был организован показ мод - дефиле, где дети демонстрировали свои творческие работы. Ребята хотели дать вторую жизнь ненужным не первый взгляд предметам.

В течение года были наш класс активно принимал участие в олимпиадах на сайте Учи.ру по окружающему миру. Некоторые ребята стали победителями.

В третьем и четвертом классе ученики нашего класса приняли участие в муниципальной олимпиаде по окружающему миру. Участие учеников во Всероссийском экологическом диктанте позволило ребятам повысить уровень экологической грамотности, что создало благоприятную среду для развития экологического самосознания, совершенствования бережного отношения к окружающей природе.

Учащиеся четвертого класса уже хорошо знают, как надо правильно утилизировать отходы, чтобы они не вредили природе и стараются распространять эти знания среди своих друзей и знакомых. Некоторые ученики много работали над этой проблемой. В четвертом классе они представили перед одноклассниками свои проекты, в которых рассказали о проблеме отходов и повторном использовании их для жизни человека, загрязнении воды и почвы. Часть проектов вышла за рамки просто экологической проблемы. Так изучая вопросы охраны почвы от загрязнения, один из учеников заинтересовался, какой ущерб почве наносит неправильная утилизация батареек и аккумуляторов. Он решил узнать, можно ли из подручных материалов сделать экологически чистые источники тока. Изучив литературные источники и информацию из сети Интернет, ребенок узнал, что современные ученые работают над тем, чтобы заменить батарейки экологически чистыми источниками электрического тока. Известно, что апельсины, лимоны и другие фрукты — это идеальный электролит для выработки бесплатного электричества, правда, не столь мощного, как у обычных батареек, и за такими экологически чистыми батарейками будущее.

Совместно с учителем физики мальчик собрал батарейку из лимонов, с помощью вольтметра определил напряжение на фруктовой батарее. Оно оказалось равным 1,5 Вольта. Далее к фруктовой батарее подключили светодиод и электронные часы. Все эти потребители прекрасно работали от фруктовой батареи. В ходе совместной работы с учителем физики ученику пришлось ознакомиться с понятиями, выходящими за рамки начальной школы: электрический ток, электрическая цепь, электрическое напряжение и др. Кроме того ученик получил первичные навыки по работе с измерительными приборами. Все это способствует не только выполнению целей и задач вышеуказанного проекта, но и формированию естественнонаучной грамотности.

Ученик экспериментально проверил наличие электрического тока в лимонах (рисунок 1, рисунок 2), проанализировал возможность использования фруктов в качестве батарейки. Защищая свой проект, мальчик убедил одноклассников, что батарейка из фруктов – это экологически чистый источник питания, за которым будущее. Сейчас использовать этот источник питания можно в экстренной ситуации при отсутствии электричества. Более того, ребята всем этим пользуются в жизни, совершенствуя свой приобретенный опыт с каждым разом.

Данная работа заняла призовое место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь».

Формирование экологического мышления является основанием зарождения экологической культуры, развития гражданственности. Только настоящий гражданин, патриот своей страны способен добросовестно заботиться о сохранении окружающей среды.

Рисунок 1 Представление работы в конкурсе «Я - исследователь»

Рисунок 2 Представление работы в конкурсе «Я - исследователь»

Библиографический список

1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 1997.

2. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. М.: НМО, 2005.

3. Климцова Т.А. Экология в начальной школе // НШ. 2000. №6.

4. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Минск.

5. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе// Начальная школа.2014. № 10.
2023