НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Арсютова М. И., Николаева Л. И. Конспект НОД по экологии в средней группе «Юные друзья природы»

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf

Цель: - формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
- Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей знания об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе.
- Развивающие: развивать у детей кругозор, внимание, память, мышление; связанную речь, и мелкую моторику рук.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы:
-погружение в игровую ситуацию;
- беседа;
- групповая, коллективная работа;
- звуковая модуляция;
- труд в природе;
- релаксация, динамическая пауза;
- создание проблемной ситуации.
Предварительная работа:
- прогулки;
- уборка территории детского сада;
- изготовление и развешивание кормушек;
- чтение стихов и рассказов о природе,-рассматривание иллюстраций леса, природы;
- рассматривание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе.
Ход занятия
1 часть. Проводится в группе. В группе приготовлены запрещающие знаки, стоящие на столе, стоит ширма с медвежонком, на столе приготовлены ранец, вещи, которые надо взять в лес, ковер-самолет, на подносе заплатки для ковра-самолета.
Дети входят в группу.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся.
За ширмой появляется медвежонок у него в руках письмо:
Дети открывают, читаю:
«Внимание! Внимание! Срочно! У нас в лесу случилась большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!»
Воспитатель:
Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу.
Давайте, поможем спасти животных и растений!
Кто-то нарушал правила поведения в лесу.
А вы знаете правила поведения в лесу?
Воспитатель подводит детей к знакам- правилам поведения в лесу.
Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.
Предлагаю взять в лес рюкзак и взять только самое необходимое для помощи лесным жителям.
Дети подходят к столу, где располагаются разные предметы.
Дети предлагают свои варианты.
Выбирают пакеты для мусора.
Дети продолжают отбирать предметы: мяч, игрушка, перчатки одноразовые.
Дети берут с собой перчатки.
Воспитатель: Ребята, а мы возьмем знаки правила поведения?
Дети: да.
Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?
Дети говорят предположения и берут знаки с собой.
Рюкзак собран, еще раз уточняем, что нам пригодится в походе.
-Нам надо быстро отправиться в лес.
Я предлагаю полететь на волшебном «ковре-самолёте».
Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде осенних листьев.
Ой, ребята, что это за дырки? Может его прогрызли мыши. Сможем ли мы на нем полететь? Помогите починить ковёр.
(на подносе лежат листья: береза, дуб, каштан, рябина, клен). Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
- Назовите листья деревьев, которые вам понадобились.
- Теперь возьмемся за ковер и повторяйте волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Унесет нас до небес,
Попадём на нём мы в лес!
(Открываем глаза)
Воспитатель:
Вот мы и прилетели в лес.
Здравствуй, лес, прекрасный лес!
Полон сказок и чудес!
Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.
Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?
(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
Выходят на полянку, где разбросан мусор.
Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.
Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
Воспитатель: Одним словом - мусора.
Воспитатель: Правильно. Что же делать, как помочь лесу?
Давайте уберем весь мусор на полянке.
И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.
(Очищают лес от мусора).
Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
- А что ещё вы заметили, ребята?
(Веточка у берёзки сломана).
- Что же нам нужно сделать?
(Полечить берёзку).
Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.
- Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак).
Сразу включается запись звуков леса.
- Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу!
Что вы слышите? (ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья?
(Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)
-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором.
Их становится все меньше и меньше.
-Какой знак нужно поставить здесь? Нельзя рубить деревья
(ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
А теперь давайте немного передохнем и проведем физкульт минутку.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише (ручками по полу)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)
Ребята… мне кажется наш лес все еще грустный.
Как вы думаете, почему?
Похоже у нас есть ещё одна проблема в нашем лесу — животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать.
Здесь не нужно всех ловить.
Топать, бегать, палкой бить.
Ставят знак, запрещающий брать животных домой.
Ой, посмотрите, здесь маленькие ежата, они испугались, что люди заберут их домой и спрятались, но они потеряли иголки. А для чего ежам иголки? это колючий панцирь, который защищает зверька от опасности. А вот то что на своих иголках ежи приносят себе еду, это вымысел. Они использует свою спину только тогда, когда начинаются осенние заморозки и нужно утеплять свою зимнюю нору. Накалывают опавшие листочки.
Давайте поможем нашим ежикам.
(дети прикрепляют иголочки ежикам)
Молодцы, помогли ежатам
Воспитатель: ребята, а лесу мы смогли помочь, как вы думаете?
Дети: Да
Воспитатель находит под деревом коробочку.
-Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, медвежонок нам оставил.
Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог»
Дети получают медали.
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!
Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.
Рефлексия:
Где мы сегодня побывали ребята?
Как мы туда попали?
Каких птиц мы встретили в лесу?
Каких животных?
Что мы делали в осеннем лесу?
Как мы помогали лесу?
Что больше всего понравилось и запомнилось?
Почему?
Какие правила поведения в лесу мы с вами узнали?
2021