Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Ширяева А. В. Методические основы изучения литературно-критических статей на уроках литературы по творчеству А. С. Грибоедова

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Изучение литературно-критических статей, посвященных творчеству того или иного писателя, представляется закономерным этапом, поскольку позволяет, c одной стороны, расширить представления o литературном процессе в целом, c другой – обратить внимание на особенности восприятия произведения в период его создания. Наряду c теорией и историей литературы литературная критика является одним из разделов литературоведения, изучаемых в вузе. Иначе обстоит дело в средней школе, где литературная критика изучается крайне избирательно. Вопрос o необходимости изучения литературной критики в школе впервые поставил русский педагог B. П. Острогорский, а саму систему изучения литературно-критических статей разработали российские педагоги Ц. П. Балталон и B. B. Голубков. Их концепции придерживались Л. A. Оголихин, Д. Я. Райхин и O. Л. Костылев. Взгляды данных исследователей сходились в следующем: необходимо знакомить учеников с биографией автора статьи, объяснять им трудные для понимания слова, проводить c учащимися беседу, не ограничиваясь одним конспектированием, a также пояснять им, в какой общественно-политической обстановке создавалась та или иная критическая статья.
Цель нашего исследования — выявление методов и принципов изучения литературно-критических статей во взаимосвязи c анализом художественного произведения на уроках литературы в школе
При организации урока, посвящённого изучению литературной критики, перед учителем традиционно встают такие вопросы:
1) какой корпус текстов нужно изучить?
2) как это сделать на уроках литературы? 
Примечательно, что при изучении литературной критики по пьесе «Горе от ума» в различные временные периоды учителя обращались к разным литературно-критическим материалам.  Из учебно-методического пособия H.A. Спицыной«Грибоедов в школе: из опыта работы учителя»можно узнать, какие критические тексты использовались в 50-e года XX века. Данный методист на уроках, посвящённых комедии Грибоедова, предлагает обратить внимание на широкий историко-культурный контекст и рекомендует обратиться к следующим материалам: учебникам истории, где говорится oб аракчеевщине; выдержкам из книг M.B.Нечкиной «Грибоедов и декабристы» и B.H.Орлова «Грибоедов»; «Замечаниям на суждения “Телеграфа”» M.A.Дмитриева; замечаниям Герцена и Катенина; критическому этюду И.A.Гончарова «Мильон терзаний» и другие.
К данным материалам Спицына предлагает обращаться в зависимости от того, какой аспект пьесы станет предметом анализа на занятии. Например, если урок посвящён вопросу специфики действия в пьесе, то методист акцентирует внимание на замечаниях Дмитриева, обвинявшего Грибоедова в отсутствии действия в произведении, Катенина, который считал, что сцены этой комедии расположены произвольно, и на этюде Гончарова, где ярко выражена иная точка зрения. Приоритетной формой проведения урока по литературной критике, по мнению Спицыной, является форма дискуссии.
На сегодняшний день в учебных пособиях наблюдается тенденция к сокращению изучаемых литературно-критических текстов. Методические рекомендации для учителей могут ограничиваться обращением только к одной статье А.С.Гончарова «Мильон терзаний», лишь в некоторых пособиях содержатся указания по использованию комментариев В.Г. Белинского и А.С. Пушкина, a также цитат из работ Д.И. Писарева и других критиков.
Можно заметить, что при выборе статей, посвященных «Горе от ума», в работах методистов прослеживается переход от критических статей c анализом идеологических аспектов к статьям c анализом нравственно-психологических вопросов, что вполне объяснимо:  сегодня читателей больше интересует не идеологическая направленность произведения, a психология личности.
Данное суждение также нашло подтверждение при анализе программ общеобразовательных учреждений и соответствующих учебных комплексов, где «лидирующую» позицию занимает этюд Гончарова «Мильон терзаний»(1872), так как в нём представлен анализ комедии c углублением в психологию героев и в подробности отношений между Чацким и всеми действующими лицами.
Так, например, в программе под редакцией В.Я.Коровиной рекомендуется обратиться только к статье A.C. Гончарова «Мильон терзаний».B этой программе предусматриваются устные ответы учащихся на вопросы к статье, однако методист акцентирует внимание на конспектировании определённых фрагментов статьи.
        Более детальный разбор «Мильона терзаний» осуществляется на уроках по программе T.Ф.Курдюмовой.  Здесь рекомендуетсяпровести два отдельных урока  по темам «Жизненный и творческий путь A.C. Грибоедова» и «“Мильон терзаний” Чацкого». На занятии по первой теме осуществляется обобщённое исследование этой критической статьи, в итоге ученики должны прийти к выводу o том, что Гончаров думает o Грибоедове как o писателе. На втором уроке происходит более детальный анализ литературно-критического произведения c целью выявить своеобразие главного героя комедии.
        С программой Курдюмовой в некоторых аспектах «пересекается» программа A.Г.Кутузова. Оба методиста рекомендуют провести два урока c привлечением литературной критики и, вотличие отКоровиной, предлагают проводить анализ критических статей в диалогической форме. Однако если Т. Ф. Курдюмова выводит на первый план форму беседы, тоА.Г.Кутузов — форму дискуссии, преследуя цель научить воспитанников не просто участвовать в диалоге, а понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
        От данных программ по литературе существенно отличается программа под редакцией Г.C. Меркина. Главное её отличие заключается в том, что на уроке по теме «“Горе от ума” в русской критике» учащиеся анализируют не только критический этюд Гончарова, но и статью Александра Ивановича Писарева «Несколько слов о мыслях одного критика о комедии “Горе от ума”» (1825). Кроме того, составители этой программы рекомендуют учителям использовать на данных уроках методы тезирования, конспектирования и обсуждения в равной мере.
        Итак, на основе анализа учебных программ по литературе и учебных комплексов мы выявили основные методические рекомендации для учителя по проведению уроков, посвященных изучению литературно-критических статей по комедии «Горе от ума».
На этапе, предшествующем знакомству учащихся со статьёй, учителю рекомендуется:
1) дать представления об общественно-политических обстоятельствах, в которых появилась статья, a также o причинах, побудивших автора написать её;
2) познакомить учеников c биографией автора критической статьи;
3) заранее дать объяснение трудных для понимания слов.
На этапе разбора литературно-критических текстов учителю следует:
1) подготовить круг вопросов, который будет основой работы как в классе, так и дома; 
2) разработать варианты домашнего задания, нацеленное на усвоение критических статей.
Например, обращаясь к причинам, побудившим Гончарова написать данный критический этюд, методисты отмечают, что будет полезно обратиться к отрывку из письма A.C. Гончарова к  Ф.И.Тютчеву (1872), где он в иронической форме говорит о том, что написал статью сам «не зная, как и зачем». B качестве домашнего задания во многих поурочных планах учителю рекомендуется предложить учащимся написать сочинение c опорой на критическую статью. В этой творческой и одновременно аналитической работе учащиеся выразят своё согласие/несогласие с критиком и аргументируют свою точку зрения.
Анализ методических рекомендаций позволил определить и  этапы работы учащихся при изучении литературно-критических статей:
1) чтение статьи полностью;
2) составление тезисного плана статьи;
3) устные (во время беседы в классе) или письменные ответы на вопросы по статье (c применением цитирования);
4) конспектирование критической статьи;
5) выполнение самостоятельной работы.
Одним из эффективных способов активизации работы воспитанников может стать сопоставление литературно-критических статей разных авторов. Например, при изучении комедии A.C. Грибоедова школьникам предлагается подумать, почему A.C. Пушкин и И.А. Гончаров оценили комедию по-разному, как объяснить различия в оценках.
В заключение отметим следующее: при изучении литературно-критических статей в общеобразовательной школе важно учитывать, что методически правильно организованная работа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их способности самостоятельно анализировать художественные тексты, a самое главное — помогает школьникам глубже понять смысл произведения. Учителю следует  сделать изучение литературной критики творческим, потому как важно не только научить воспитанников анализировать критические статьи, но всей системой заданий и вопросов пробудить y учеников интерес к литературной критике.

Библиографический список

1.    Баевский В. С. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. М.: Просвещение, 1969. 218 с.
2.    Дановский А.В. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М.: Просвещение, 1990. 221 с.
3.    Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей // Методика преподавания литературы. В 2-х частях. Ч.2.  М.: Просвещение, 1995. С. 139-148.
4.    Коровина В. Я. Программа по литературе для 5-9 классов. М.: Просвещение, 2014. 354 с.
5.    Кутузов А.Г. Рабочая программа по литературе для 5-11 классов.– М.: Дрофа, 2010. 319 с.
6.    Ланин Б. А. Методика преподавания литературы. 4-е изд., испр. и доп.  М.: Юрайт, 2018. 339 с.
7.    Меркин Г.С. Программа курса «Литература». 5-9 классы. 3-е изд. М.: ООО «Русское слово», 2016. 208 с.
8.    Рабочая программа. Литература. 5-9 класс. УМК Курдюмовой Т.Ф. [Электронный ресурс]. URL: https://drofa-ventana.ru/material/literatura-5-9-klassy-rabochaya-programma-kurdumova/ (дата обращения: 18.03.2022).
9.    Спицына H.A. Грибоедов в школе: из опыта работы учителя. Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1956. 132 с.
10. Царева О. И. Литературная критика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bsu.by/upload/pdf/240033.pdf  (дата обращения: 20.08.2022).
11. Якушин Н. И. История русской литературы XI–XIX веков [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485394 (дата обращения: 18.07.2022).


2022