НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Коковина И.Г. Использование системы модерации на уроке обществознания

Библиографическое описание:
Коковина И.Г. Использование системы модерации на уроке обществознания // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.

Любой учитель хочет, чтобы его уроки были увлекательными, запоминающимися, чтобы они вызывали интерес у школьников. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь ребят на уроке к игровой деятельности.

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений.

На современном уроке обществознания обучающиеся под руководством учителя добывает и усваивает новые знания. Эффективным урок обществознания является в том случае, когда сливаются воедино два процесса – мыслительная активность и творческая деятельность обучающихся. Технология модерации является - составляющая данной систем, которая приводит к повышению мотивированности обучающихся:

- признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал;

- работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор;

- использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся;

- различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей;

- смена напряженной работы веселыми разминками;

- положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу.

Использование модерации уже само по себе приводит к повышению мотивированности обучающихся, устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранении живого интереса к обучению на протяжении всего учебного года. Конечно, применение модерации не исключает необходимости создания и внедрения в школе системы мотивирования обучающихся, однако технология модерации в этой системе будет играть одну из ключевых ролей.

Диагностика познавательной деятельности учащихся на уроке включает пять функций:

- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения;

- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло;

- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений;

- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения историческими знаниями учащимися;

- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.

Конкурсные эстафеты, олимпиады по предмету хороши тем, что проводиться они могут с любым возрастом школьников и по любой теме. Используя такую форму работы на уроке можно повторить, как большой раздел, так и отдельную тему. Повторительно-обобщающие уроки несут в себе большую информационную и смысловую нагрузку, так как полученная на нескольких уроках информация повторяется, систематизируется, подвергается анализу.

Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Решить данные проблемы помогают конкурсные эстафеты, подгрупповые задания.

А использование компьютерных технологий позволяет оживить любую тему урока обществознания.

Готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих, традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности на уроках обществознания дает положительную результативность в общей успеваемости класса.
2023