Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Тележкина М.В. Методическая разработка литературно-географической игры «Литературное путешествие в географию»

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Тип мероприятия: внеклассное.
Цель: расширение кругозора обучающихся и развитие познавательного интереса к изучению литературы и географии.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания обучающихся по литературе и географии.
Воспитательные: воспитать любовь к русской литературе и родному краю, воспитывать личностные качества.
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память, устную речь; развивать умение работать в команде.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: овладение навыками использовать знания по литературе и географии в игре.
Метапредметные: умение систематизировать, делать выводы по теме; умение работать в группе по решению общих задач, умение применять знания по литературе, географии, русскому языку, краеведению.
Личностные: воспитание чувства ответственности и любви к родине.
Формирование УДД:
Личностные: самоопределение, нравственно – этическая ориентация обучающихся.
Регулятивные: целеполагание, планирование, оценивание работы.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение задач.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение точно и правильно выражать мысли в соотношении с задачами и условиями коммуникации.
Методики проведения игры:
1.       Постановка проблемного вопроса.
2.       Использование заданий поискового характера.
3.       Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающихся.
4.       Осуществление обратной связи учитель – ученик.
5.       Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6.       Достаточное использование наглядного материала.
7.       Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Используемые технологии: игровые технологии, ИКТ, технологии деятельностного подхода.
Формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Методы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: литература, география, русский язык, краеведение.
Подготовка к викторине: в группе формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз), связанное с литературой и географией, и выбирает капитана команды.
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, мультимедиа проектор, презентация, ксерокопии карты России.

Сценарий мероприятия.

1.       Мотивирование к деятельности (оргмомент,1-2 мин).
Объявляется тема игры, обучающиеся формулируют цель.
Слайд №1.
2.       Приветствие команд (3-4 мин).
- Сегодня у нас соревнуются три команды обучающихся, поприветствуем друг друга.
Команды представляют капитана, название, девиз.
Жюри оценивают домашнее задание. 1 балл, если соблюдены условия.
3.       Ход игры (90 мин).
Разминка « География и смекалка» (7-8 мин).
А) Загадки.
Блиц – опрос: каждой команде по цепочке задаются вопросы по географии, ответы не обсуждаются, отвечает член команды, отгадавший загадку. За правильный ответ – 1 балл.
- Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
- Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
- Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
- Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);
- Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);
- Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);
- Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);
- Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);
- В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);
- Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги ( болото);
- Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);
- Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).
Б) Географические шарады.
На экране (слайд №2) появляются номера шарад, капитан выбирает любую цифру, появляется текст шарады на экране, команда обсуждает, приходит к решению и озвучивает правильный ответ.
Например:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас - компас).
1.
Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце - ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе - это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).
2.
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно — название страны. (Я + пони = Япония).
3.
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит на болоте беспечно.
А целое — местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).
В) Геологика:
Командам перечисляются прилагательные, характеризующие какое – либо географическое понятие. Обучающиеся по данным определениям должны понять, о каком географическом термине или понятии идёт речь. 1 балл команде, первой поднявшей руку и давшей правильный ответ.
·           Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
·           Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),
·           Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),
·           Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
·           Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),
·           Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),
·           Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),
·           Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),
·           Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
1 конкурс. Чей памятник? (5-6 мин)
На экране (слайд №3) появляются фотографии памятников известных писателей, обучающимся надо написать ФИО писателя, город, где установлен памятник, указать его на карте. 2 балла – полный ответ (0,5 – ФИО, 0,5 – город, 1 балл – указание города на карте).
·           1. Н. М. Рубцов Вологда.
·           2. А.С. Пушкин Москва.
·           3. Козьма Прутков Архангельск.
·           4. А. П. Чехов Таганрог.
·           5. Н. В. Гоголь Петербург.
·           6. Б. В. Шергин
2 конкурс. Пословицы. (8 – 9 мин)
1)       География в русских пословицах.
Командам предлагаются пословицы, в которых пропущены географические назвяания, термины или понятия. Обучающимся нужно вспомнить, узнать или отгадать пословицу и назвать пропущенное слово. Команды отвечают по цепочке. 1 балл за правильный ответ.
·           Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
·           Погиб, как швед под... (город). (Полтава)
·           Не разом... (город) строилась. (Москва)
·           Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)
·           Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)
·           Не всё..., что блестит (золото)
2) Подбери синонимы.
На экране (слайд №4) появляются иностранные пословицы, обучающиеся должны на листке записать синонимичные русские пословицы. 1 балл за правильный ответ.
На экране появляются иностранные пословицы, обучающиеся должны на листке записать синонимичные русские пословицы.
Французская пословица «Раз пробка вынута - надо пить содержимое» (Назвался груздем - полезай в кузов).
Английская пословица «В каждой семье есть своя чёрная овца» (В семье не без урода).
Румынская пословица «Наглеца узнаешь по глазам – как осла по ушам» (Птицу видно по полёту).
Финская пословица «Тот не заблудится, кто спрашивает» (Язык до Киева доведёт).
Ирландская пословица «Где нет фруктовых деревьев и свёкла сойдёт за апельсин» (На безрыбье и рак рыба).
Итальянская пословица «Когда вода доходит до подбородка – начинают плыть» (Утопающий хватается за соломинку).
3 конкурс. Скажи иначе. (10-15 мин)
Командам предлагаются 5 карточек с 4 литературными и географическими названиями и понятиями. Капитан выбирает карточку, объясняет понятия, не называя их и не используя однокоренные слова. Члены команды должны назвать слова. За каждый правильный ответ – 1 балл.
4 конкурс. Литературная география. (10-11 мин)
А). Командам предлагаются вопросы на литературную тематику, связанную с географией, которые выведены на экран (слайд №5), нужно написать правильный ответ. 1 балл за правильный ответ.
Правильные ответы выводятся на экран.
1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, должен компенсировать дворянам незнание географии? (извозчики).
2.       Назовите реки, от названия которых происходят фамилии трёх известных литературных героев. (Онега, Лена, Печора).
3.       Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, Курильские острова).
4.       Вспомните А.С.Пушкина и скажите, как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье).
5.       Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село? (город Пушкин).
6.       Какая река «про тихой погоде» чудилась Н.В.Гоголю «вылитой из стекла»? (Днепр).
7.       Глушь для Фамусова – это… Назовите город. (Саратов).
8.       В какой стране, по мнению героя чеховской «Свадьбы», всё есть? (Греция).
9.       Псевдоним какого американского писателя совпадает с названием города в Великобритании и Канаде? (Джек Лондон).
Б). Командам на экране (слайд №6) предлагаются строки известных поэтов и писателей. Необходимо вставить пропущенное географическое понятие в эти строки. 1 балл за правильный ответ. Дополнительный балл за определение автора.
1. « На холмах … лежит ночная мгла,
Шумит … подо мною…» (Грузии, Арагва, Пушкин)
2. «…, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна…» (Русь, Блок).
3. « Далеко ли до …,
Не считай, шагай, смоли,-
Вдвое меньше половины
Той дороги, что от Клина,
От … уже прошли. (Берлина, Москвы, Твардовский, «В. Тёркин)
4. « У меня в … - купола горят,
У меня в …- колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят,-
В них царицы спят и цари…» (Москва, Цветаева)
5 конкурс. Родной край. (10-11 мин)
Командам предлагаются вопросы по Архангельской области из области литературы с выбором ответа, они обсуждают и дают правильный ответ. Вопросы с предложенными ответами на экране( слайды №7 -15) 1 балл правильный ответ.
1. Каким писателям установлены памятники в Архангельске? ( Писахов, Шергин, Прутков)
2. Кто автор гимна Архангельской области? (Нина Мешко)
3. В названии произведения русского писателя Юрия Казакова упоминается населённый пункт Архангельской области:
А) «Увидимся в Кокшеньге»
Б) «Поедемте в Лопшеньгу»
В) «Погостим в Яреньге» (Б)
4. Вставьте слово в поморскую пословицу: «Была бы …, а хлеб будет».
А) корова
Б) лошадь
В) лодка (Б).
5. Кого или что поморы называли «няша»?
А) красивая девушка
Б) сладкая каша
В) вязкий грунт
6. Каким образом известный журналист, бард, актёр Юрий Визбор связан с Киземой?
А) написал про неё песню
Б) работал там учителем
В) родился в Киземе
7. Назовите писателей и поэтов, чьи имена связаны с Севером. ( Абрамов, Писахов, Шергин, Фокина, Рубцов и т.д.).
6 конкурс. Видеоряд. (10-11 мин)
Команды выбирают на экране номер видео (слайды № 16 – 24), просматривают отрывок из фильма и определяют автора, произведение, по которому снят данный фильм, и место, где происходят события. 3 балла за полный ответ.
1.       Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Украина.
2.       М.В.Лермонтов «Герой нашего времени» ( гл. «Княжна Мэри»), Кавказ (Пятигорск, гора Машук).
3.       Ф.А. Абрамов «Пряслины» Архангельская область (д. Пекашино).
4.       С.Г. Писахов Сказки. Архангельск (Уйма).
5.       В. С. Пикуль «Мальчики с бантиками» («Юнги Северного флота»), Соловки, Белое море.
6.       А.Н. Островский «Гроза», Калинов
7.       Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Петербург.
8.       И.А.Гончаров «Обломов», Москва.
9.       А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Оренбург.
4.       Рефлексия деятельности (5-6 мин).
Пока жюри подводит итоги и подписывает грамоты, спрашиваем у игроков, понравилась ли игра, делимся впечатлениями, вспоминаем, какие конкурсы вызывали затруднения, а какие были лёгкими, достигли ли мы поставленной цели.
5.       Подведение итогов игры. Награждение победителей. (5-6 мин).
Список использованных источников:
·           Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 249 с.
·           Зотова А.М. Игры на уроках географии: метод.пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 127 с.
·           Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

2019