Цель: формирование звукобуквенного строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить детей с буквами и звуками, которые они обозначают; Назвать и выяснить, чем гласные звуки отличаются от согласных; Упражнять детей в четком произношении гласных и согласных звуков; Развивать фонетический слух у детей; Учить составлять слоги и небольшие слова;
Ход деятельности
Ребята, сегодня к нам пришли необычные гости! Педагог показывает детям Буквы (А,О, У, Ы, М,С, Р, Ш, П, Б, К) Вам секрет открою дети, Буквы ходят по планете, Буквы плавают, летают, Спят, едят, поют, играют. Им на месте не сидится, Целый день они в гостях, Потому что, оживают Исключительно в словах. Но пришли они не одни: с ними всегда рядом их друзья - Звуки. А чем же отличаются Буквы и Звуки, вы знаете, ребята? А вы хотели бы узнать? Скажите одинаковые ли Буквы по цвету? (Нет) В чем же особенность каждого цвета? Предлагаю вам разделить их на две группы и вместе попробовать выяснить, чем же они отличаются. Дети раскладывают красные и синие буквы. А теперь попробуем их произнести! Но нужно быть очень внимательными! Д/упражнение «Буквы и гласные и согласные звуки» Педагог показывает Букву и предлагает назвать звук, который она обозначает. Ребята, почему же мы разделили Буквы на две группы? Как произносятся гласные звуки? А согласные? Звуки тянутся, поют, Без преград они живут. Цветом они красные, Это звуки гласные! А если согласный сказать нам надо, Во рту возникает преграда… Вот поэтому они согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Но не хочется им петь. Звукам очень нравится, когда их правильно и четко произносят! Хотите их порадовать? Повторим чистоговорки! Аша—аша—аша — вкусненькая каша. Ам-ам-ам-ам — кушай кашу по утрам Ар-ар-ар – летит комар. Ар-ар-ар - рядом синий шар. Ба-ба-ба – новая труба. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Са-са-са – вот летит оса. Са-са-са - на траве роса. Сы-сы-сы - у сома усы. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы. Ра-ра-ра – высокая гора. Ор-ор-ор – у Ромы топор. Ур-ур-ур – не гоняй кур. Динамическая пауза с речевым сопровождением «Солнышко» Солнышко, солнышко Золотое донышко. ( Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки). Гори, гори ясно, (Дети протягивают по очереди руки вперед) Чтобы не погасло. (Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку). Побежал в саду ручей, (Делают волнообразные движения вытянутыми вперед рукам) Прилетели сто грачей, (Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев). А сугробы тают, тают, (Дети медленно приседают). А цветочки подрастают. (Поднимаются на носочках и тянутся вверх) Есть у наших друзей большой секрет! Хотите я вам о нем расскажу? Буквы – это знаки, мы их видим и пишем, а помогают им Звуки – это то, что мы слышим и произносим. А для чего же нам нужны Буквы? Ребята, хотите поиграть? А вы хотите оживить Буквы и попробовать составить слоги и слова? Покружились, покружились - все мы в Буквы превратились! Д/и «Живые слова» Педагог предлагает детям выбрать букву, которой они хотят стать и составить слоги и небольшие слоги и слова. АМ, СА, РА, АУ, УА, МАМА, СОМ, МАША. В ходе игры педагог обращает внимание на очередность звуков, которые мы слышим при произношении слогов и слов. Педагог показывает несколько слогов и небольших слов на листе бумаги. Ребята, предлагаю вам закрепить, что мы узнали о гласных и согласных звуках и обозначить их с помощью карандашей синим и красным цветом. Каким цветом мы закрасим буквы обозначающие гласные звуки? А согласные? Коллективное раскрашивание «Обозначение гласных и согласных звуков» У вас отлично получилось! Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? О каком секрете букв и звуков вы узнали? (Буквы мы видим и пишем, звуки – слышим и произносим). Чем отличаются гласные и согласные звуки? (Гласные звуки можно пропеть, при произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграды, звук произносится коротко).