НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Москалёва А. Р. Использование нетрадиционной техники «Пластилинография» в ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Лепка – одно из любимых занятий детей. Ребенок кроме творческого самовыражения, развивает гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию движений, что способствует улучшению речи, развивает мелкую моторику рук, воображение. С помощью лепки формируются и развиваются навыки ручного труда.
Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребенок учится планировать и доводить работу до конца.
Но, к сожалению, часто фантазия ребёнка и желание творить не соответствует еще очень робким умениям и навыкам ребёнка. А неудачи отбивают охоту заниматься художественной деятельностью, отрицательно сказываются на детской самооценке. Именно поэтому я обратила внимание на нетрадиционную технику рисования пластилином – пластилинографию. Ведь пластилинография даёт возможность из самых простых форм лепки (шарик, валик), которыми ребёнок владеет уже в младшем дошкольном возрасте, создать сложные образы и сюжеты.
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства, создание пластилиновых картин с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - изображать, создавать и «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
ü формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
ü освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
ü закрепление ранние усвоенных приемов лепки (раскатывание прямыми, круговыми движениями, сплющивание, прищипывание и другие);
ü обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
ü развитие мелкой моторики;
ü ознакомление с окружающим миром;
ü развитие эмоций и фантазии;
ü воспитание чувства прекрасного;
ü воспитание эстетического вкуса.
Виды пластилинографии:
Прямая пластилинография – является основной техникой, при которой изображение компонуется на плоской горизонтальной поверхности.
Фактурная пластилинография – это рельефное изображение, накладывание на фон отдельно вылепленных элементов композиции.
Мозаичная пластилинография - составляется из однообразных мелких элементов, обычно из пластилиновых шариков одинакового размера. При выполнении данной техники детям изначально даётся рисунок, который будет заполнятся элементами. Может использоваться и трафарет или же ребёнок сам выполняет контур рисунка. Элементы располагаются встык друг к другу или с небольшими одинаковыми промежутками.
Контурная пластилинография – выкладывание тонкими раскатанными жгутиками пластилина контуров элементов изображения.
Многослойная пластилинография – нанесение пластилина на основу в несколько слоёв. Слои могут накладываться друг на друга последовательно, слой за слоем, цвета могут перекрывать друг друга или смешиваться. Использование этой техники подойдёт лучше всего к созданию пейзажей.
Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности. Основой могут быть пластмасса, стекло, плёнки ПВХ. На выбранной поверхности рисунок прорисовывается маркером или подкладывается под неё. Пластилин наносится тонким слоем методом размазывания.
Уникальность пластилинографии том, что хоть пластилин и является основным материалом, для создания картин, но возможно и использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, пуговицами, семенами растений и другими материалами. Также немаловажно, что эта техника походит для детей различных возрастных групп. Обучение данной технике нужно осуществлять в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Техника создания пластилиновых картин также помогает подготовить руку ребенка к письму.
Для создания пластилиновых картин лучше всего использовать яркий в меру мягкий пластилин, способный достаточно легко принимать заданную форму, но который не будет оставлять масленые следы на основе.
Подготовительным этапом для создания пластилиновой картины является фон. Он может быть выполнен пластилином или прорисован красками на картоне или плотной бумаге. Дети с удовольствием участвуют в создании фона. Но если он более сложный, то я подготавливаю его сама.
Можно создавать сюжетные картины на закрепление изученного материала по разным темам: птицы, домашние животные, цветы, времена года и так далее.
При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы. Во время их выполнения дети учатся планировать совместную работу, умению общаться и договариваться друг с другом, получать удовольствие от совместной деятельности.
Но самое главное при создании пластилиновой картины не результат, а полученное удовольствие, положительные эмоции и свобода выражения ребёнка. Данную технику рекомендую и родителям, для проведения приятного и полезного совместного досуга с детьми. Организую выставки семейного творчества в группе. Дети с удовольствием делятся своими творческими успехами со своими друзьями.
Используя пластилинографию в своей работе, заметила, что у детей вырос интерес к лепке, усовершенствовались навыки основных приемов лепки. Стала развиваться фантазия и креативность.

Библиографический список

1.Марья Новацкая. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. – СПб.: Питер, 2015.-64с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребёнок»).
2. Светлана Грибанова. «Пластилинография - нетрадиционная техника рисования» [ Электронный ресурс]. 10 июля 2016 г. https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-netradicionaja-tehnika-risovanija.html (дата обращения 05.10.2020)
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.– 4-е изд., перераб.–М.: Мозаика-Синтез, 2019.
2020