Актуальные вопросы начального общего образования

Калашникова Г.И. Развитие креативного мышления у младших школьников через проблемные ситуации

Библиографическое описание:
Калашникова Г.И. Развитие креативного мышления у младших школьников через проблемные ситуации // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Самое главное - сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готового участвовать в их решении. Другими словами, необходимы люди, способные находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые нуждаются в совершенствовании. С этой точки зрения, большой интерес представляют использование творческих заданий в процессе обучения, как наиболее эффективное средство формирования креативного мышления.

Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:

· Избегать традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка.

· Использовать стимуляцию познавательных интересов.

· Стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями).

· Специальное обучение приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

· Не допускать переутомления и учебных перегрузок.

Мой собственный опыт, как педагога, показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности.

Ход мероприятия

Цель: развитие нестандартного творческого мышления у младших школьников.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить и расширить основные понятия по теме «Креативность».

2. Развивающие: совершенствование процессов самостоятельного творческого мышления, воображения.

3. Воспитательные: способствовать формированию умения работать в группе, уважительно относится к мнению других.

Раздаточный материал: презентация «креативность», видеофильм «Слепой».

Оборудование: Доска или мольберт, ноутбук, колонки, экран, мультимедийный проектор, бумага А4, маркеры.

Методы: объяснительно-иллюстративный, игровой, практические упражнения.

I. Проблемная ситуация «Черный квадрат»

Учитель: В 1915 году в Петрограде открылась необычная выставка картин, среди которых была картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Художник ее повесил в «красном углу», куда обычно в русских избах вешали иконы. На этой выставке Малевич объявил о наступлении нового живописного жанра - «супрематизма».

Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее. По мнению специалистов, она стоит миллионы долларов. Но до сих пор не утихают споры о «Черном квадрате». В чем же секрет популярности?

II. Интерактивная беседа. «Загадка «ЧК»

Учитель: Учащийся нашего отряда, Владислав, создал репродукцию картины Малевича. Посмотрите на нее. Мне кажется, что у него получилось. Как вы думаете, почему «Черный квадрат» получил такую известность? В чем ценность этой картины?

Примерные ответы детей:

– В этой картине скрыта какая-то символика, которая была понятна только избранным.

– Тут каждый может видеть то, что хочет, есть простор для воображения.

– Это как в сказке про голого короля, все восхищаются, чтобы не показаться профанами.

– Это просто ерунда, я так тоже смог. Считаю, что Малевич вообще что-то нарисовал, ему не понравилось, он все замазал черным, а перерисовывать ничего не захотел.

– Я считаю, что он просто решил проверить, что же люди скажут. Все подумали, лучше будут восхищаться, чтобы о них не сказали, что они неучи и ничего не понимают в живописи.

Учитель: Да, споров и комментариев к картине много.

Например:

- картина изображает борьбу добра со злом и победу зла;

- предчувствие тьмы, поглотившей Россию с 1917 года;

- Есть компьютерная версия. Всем известно, что изображение на экране монитора складывается из пикселей - маленьких квадратиков определенного цвета. Получается, что Малевич, сам того не зная, предвидел эру компьютерных технологий;

- Еще одно предвидение: художник говорил, что его квадрат – это ничто, пустота, ноль. И в компьютерной кодировке черный цвет обозначается числом «0»;

– Многие из тех, кто видит эту картину, ловят себя на мысли, как и наш Владислав: «Подумаешь, я тоже так могу!». Но это пришло в голову именно Малевичу. Как вы думаете, почему?

Примерные ответы детей:

– Он хотел быть оригинальным, хотел создать что-то необычное.

Потому что он был нестандартным человеком.

– Потому что ему хотелось, чтобы о нем говорили.

– Он хотел выразить себя, показать свое отличие от других.

– Просто хотел сделать себе рекламу.

III. Что такое креативность

Учитель: Ваши ответы можно объединить в один: Малевич был креативной личностью и мыслил нестандартно, искал новые способы выражения. «Черный квадрат» интересен как явление. Как изобретение колеса. Само колесо - мелочь, а тот, кто его первый придумал - гений.

Зачитайте определение и значение слова «Креативность» из различных источников (можно раздать подготовленный материал, другой вариант - дети найдут сами в интернете)

Большой Энциклопедический Словарь

Креативность - (от лат. creatio - созидание - сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Психологический словарь

Креативность - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Философский словарь

Креативность – (лат. creo — творить, создавать) — способность творить, сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое.

IV. Определение темы занятия

Учитель: О чем наш сегодняшний разговор?

Ответы учащихся:Окреативности.

Учитель: Как вы считаете, кому присуща креативность?

Ответы детей:

- Художнику, который нарисовал необычную картину.

- А я считаю, что любому человеку, который придумал что-то оригинальное. Например, Я, когда придумала рецепт нового салата, ну или оделась как то интересно, необычно.

- Я согласен с Олей, креативным может быть любой человек, и сейчас модно быть креативным. Я видел (а) в интернете объявления, где фирмы пишут, нужен креативный, талантливый работник, с богатым воображением и чувством юмора, прям как у меня.

V. Игровой блок. «Игры креативных людей»

Учитель: Кто еще, кроме Оли считает себя креативным?

Ответы детей:

Учитель: Сейчас вы сможете проявить свою креативность, то есть способность нестандартно, оригинально мыслить в игре «Минута фантазии «Разгадай картину».

Мы начали разговор с обсуждения картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Представьте себе, что вас попросили объяснить подробно, что здесь изображено? Все по цепочке предлагают свои креативные варианты. Что вы здесь видите?

Примерные ответы детей:

(Ночь; темная комната; подземелье; мир глазами слепого человека; тайна; Галактика, где нет Солнца и звезд; нефть; пещера; черные мысли; черная зависть; обида в сердце человека; одиночество).

Учитель: Можно сказать, что каждый из вас стал соавтором великого художника, каждый заполнил эту картину своим смыслом и проявил креативность.

Учитель: Следующее задание: необходимо старым вещам придумать новое применение.

Предметы: лампочка перегоревшая, пустая консервная банка, газета, лопнувший воздушный шарик, пустой стержень от ручки.

Учитель: Следующее задание: по группам составить синквейн со словом Креативность

(1-я строка – название синквейна;

2-я строка – два прилагательных;

3-я строка – три глагола;

4 -я строка – фраза на тему синквейна;

5-я строка – существительное).

Работа в группах

Учитель: Представитель от группы, прикрепите к доске и озвучьте синквейны.

Синквейн:

Креативность

Нестандартный, творческий

Творить, создавать, решать

Человек с нестандартным мышлением востребован в рекламном агентстве.

Оригинальность

Учитель: Я согласна с вами. В наше время человек с нестандартным мышлением востребован, и это мышление помогает ему в разных жизненных ситуациях. Посмотрите видеоролик. После просмотра поговорим.

VI. Просмотр и обсуждение видеоролика «Слепой и девушка» (Видео прилагается)

(замена: чтение притчи: Слепой и весна)

Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста». По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо - в его шляпе была всего одна монета.

Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем. Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте. На ней было написано: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Учитель: Какие чувства вызывал у вас слепой человек?

Примерные ответы детей:

- Сострадание.

- Желание помочь

Учитель: Как вы оцениваете поступок девушки, которая переписала табличку?

Примерные ответы детей:

- Молодец, да и только.

- Девушка проявила не только сострадание. Она не прошла мимо, увидела проблему человека и помогла креативной идеей. А уж идея помогла слепому человеку.

Учитель: Как вы думаете, почему измененный текст привлек большое количество людей, желающих помочь этому несчастному?

Примерные ответы детей:

- Мне кажется, что новый текст заставляет больше сострадать.

- Прочитав новую табличку, ты глубже осознаешь беду человека. Понимаешь, что то, что тебя окружает, что для тебя обыденно, кому-то недоступно.

Учитель: Можно ли связать тему занятия с видеороликом?

Примерные ответы детей:Да, можно сказать, что девушка предложила креативную идею.

Учитель: Получается, что креативные идеи помогают в таком вопросе как сострадание и милосердие?

VII. Прослушивание и обсуждение бизнес-притчи «Креативные мыши»

Учитель: Мы с вами на занятиях используем прием предложения различных идей? Как он называется?

Примерные ответы детей:Мозговой штурм.

Учитель: Послушайте веселую бизнес-притчу о мозговых штурмах «Креативные мыши».

Мыши, живущие в подполе деревянного дома, никогда не знали горя. Рядом были запасы из кладовой и кухни. Разумеется, мышиное раздолье не могло продолжаться вечно. Однажды, когда мышей расплодилось очень уж много, жильцы дома завели жестокого кота. Кот был черен, зубаст и проворен – в первую же ночь у порога хозяйской спальни оказалось три трупика мышей. И два на следующий. И четыре еще на следующий. Мыши поняли: так жить нельзя, и собрались на большой совет. А надо сказать, что это были необычные мыши – самые старые из них прежде жили в доме у менеджера, нахватались от него всяких современных штук и активно передавали это знание потомкам.

Так что это был не просто совет – а можно сказать и как у нас с вами, это был мозговой штурм.

Выдвигались крайне смелые и эффективные планы – кота можно поймать в медвежий капкан, утопить, на худой конец запугать до смерти. Однако мыши были довольно гуманны, так что все эти идеи ими отвергались.

Вдруг самая креативная мышь вскочила с горящими глазами и запищала:

— А давайте мы привяжем колокольчик на шею кота! Так мы всегда будем знать, где он находится, и он больше не сможет нападать на нас внезапно!

Секунда молчания – и многоголосый писк сотряс подпол. Мыши радовались гениальности коллеги, хлопали ее по плечам и кричали, что уж теперь-то они точно справятся с котом…

Пока руку не подняла самая маленькая мышь.

— Ребята, простите, а можно вопрос?

— Да, конечно, — ответила гордая креативная мышь.

— А кто из нас будет привязывать колокольчик к коту?

Учитель: Чему учит притча?

Примерные ответы детей:

- Нужно не только предлагать идеи, но и думать можно ли их исполнить.

- Если что-то предлагаешь, нужно сразу продумывать, кто и как идею воплотит в жизнь.

Учитель: Правильно. Креативные идеи – это очень хорошо. Но рано радоваться им, пока они не продуманы до конца.

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Подведем итог.

1.Упражнение «Закончи предложение».

2.Как вы оцениваете свои креативные возможности после сегодняшнего занятия?

Возросли – зеленая карточка.

На том же уровне – желтая карточка.

Стали ниже – красная карточка.

Учитель: Наше занятие закончено, надеюсь, что оно проведено с пользой для вас. Желаю всем творческого взлёта мыслей, креативных идей, множества единомышленников и успешной самореализации.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Личность (Совместно с А.В. Петровским) / Педагогическая энциклопедия. М., 1993.

2. Библер В.С. Мышление, как творчество. –М., 1975.-148 с.

3. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. // Начальная школа. –2001. – № 6. – С.17-19.

4. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976.

5. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб., 1998.

6. Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.
2024