Козлов А.Г. Роль уроков технологии в учебном процессе современной школы для учащихся с ОВЗ ЗПР
Библиографическое описание:
Козлов А.Г. Роль уроков технологии в учебном процессе современной школы для учащихся с ОВЗ ЗПР // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Активное развитие у человечества такого инструмента как современная вычислительная техника и появление сети интернет привело к резкому ускорению развития многих отраслей науки и техники, к росту потребляемой информации, к появлению новых материалов и технологий. Появились новые профессии, во много раз ускорились все происходящие в мире политические и экономические процессы. Техногенное развитие человечества привело к резкому росту потребления энергии, к многократному усилению патологического воздействия на природу, к истощению многих природных источников энергии и полезных ископаемых.
Все это приводит к необходимости изменения системы обучения детей, которым предстоит жить и работать в мире, где скорость и объемы необходимой для полноценной жизнедеятельности информации, скорости ее передачи, многозадачность возникающих проблем уже не будут позволять эффективно жить и работать без применения в практической жизни огромного объема знаний из различных областей и умения применять на практике полученные в процессе обучения теоретические знания.
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» ставит перед нами задачу объединить знания учащихся, полученные на других предметах с конкретными практическими задачами, познакомить детей с современными профессиями, технологиями и материалами, заложить зачатки инженерного творческого подхода к задачам, с которыми они будут сталкиваться в своей взрослой жизни.
Таким образом, предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» становиться одним из важнейших и объединяющих предметов процесса обучения.
Взаимосвязь различных предметов школьной программы с программой «ТЕХНОЛОГИЯ» и их взаимное влияние на процесс усвоения знаний учащимися
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ» объединяет вокруг себя такие предметы как:
- физика (знание свойств различных материалов, умение использования на практике различных физических законов, понимание принципов взаимодействия различных физических процессов, современных способов получения энергии);
- химия (знание свойств различных химических элементов, современных тенденций использования элементов при получении новых материалов, улучшения свойств имеющихся материалов; понимание необходимости применения химических элементов при изготовлении современной вычислительной и электронной техники, получения энергии из различных источников);
- математика (умение производить необходимые расчеты при разметке материалов, при прочностных расчетах, при расчете экономичности проектов);
- история (знание истории развития различных областей технологий и производств, старых ремесел и используемых в прошлом приемов, и методов выполнения различных операций);
- художественное творчество (развитие художественного вкуса и знание приемов и методов создания художественных изделий, основы дизайна, что необходимо для соответствия создаваемых изделий эстетическим потребностям потребителя);
- биология (знание особенностей человеческого организма для создания благоприятных условий жизнедеятельности и труда, умения использовать в своей деятельности решения, подсказанные и доведенные до совершенства самой природой, понимание наносимого природе вреда при неграмотной деятельности человека);
- физическая подготовка (многие работы требуют достаточно большой физической силы и наличия выносливости);
- информатика (умение искать необходимую информацию, обрабатывать информацию, работать с дизайнерскими и графическими программами, составлять презентации и отчетную документацию, работать с таблицами и многое другое).
Главная особенность учебных программ по технологии состоит в том, что при их освоении, особенно при использовании метода проектной деятельности, учащиеся вынуждены обращаться к знаниям из смежных наук и начинают понимать их значимость в практической деятельности, что автоматически повышает их интерес к другим предметам.
Необходимые условия для успешной реализации учебной программы
Для успешного усвоения программы по технологии в процессе школьного обучения необходимо, в идеале, выполнение следующих условий:
- взаимодействие между преподавателями различных предметов, особенно при написании программ обучения;
- наличие необходимой материальной базы как в кабинетах учителей- предметников, так и в мастерской;
- современные средства интерактивного обучения;
- наличие достаточного количества компьютерной техники;
- составление планов обучения, позволяющих проводить с детьми экскурсии по различным предприятиям;
- постоянное повышение компьютерной грамотности преподавателями;
- весьма желательны дополнительные уроки в виде кружков или факультативов, направленные на углубленное изучение компьютерных программ.
Повышенная значимость предмета «ТЕХНОЛОГИЯ» при обучении детей с ОВЗНе секрет, что будущее детей с ОВЗ, в основном, связано с освоением рабочих специальностей. Современная действительность наглядно демонстрирует, что практически любая рабочая специальность в современном мире требует все больше и больше творческого подхода, наличия инженерного образа мышления, большого количества знаний из смежных областей, умения находить и работать с необходимой информацией, способности быстро и качественно осваивать новые технологии, материалы и инструменты.
Именно такие навыки должны ставиться в виде цели подготовки обучающихся детей с ОВЗ. Таким образом, следует корректировать даваемые программы для того, чтобы развить у детей интерес к освоению материала как на уроках технологии, так и, через уроки технологии, к другим дисциплинам, изучаемым в процессе школьного образования.
С другой стороны, выполняемые совместно в учебном коллективе проекты и задания ведут к сплачиванию коллектива учащихся, помогают снять поведенческие проблемы, способствуют правильному воспитанию современного, социализированного, способного к самосовершенствованию и саморазвитию члена общества.