Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Кравченко Х.К. Нестандартный подход к закреплению, обобщению знаний как средство повышения интереса к изучению иностранного языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Одна из главных целей в моей работе - воспитание интереса у учащихся к занятиям английского языка. Передо мной стоит вопрос: как увлечь студента своим предметом так, чтобы он занимался с радостью и желанием?
Не зря в народе говорят «повторение - мать учения». Изучая, например, русский язык, мы имеем возможность практиковать новые знания в повседневной жизни, общаясь друг с другом. Но, приобретая новые знания в английском языке, студенты не имеют такой возможности. Тренировать приобретенные умения в устной и письменной речи нам приходиться на занятиях, а это достаточно уныло и неинтересно. Часто слышу вопрос - «А зачем нам это надо?» В поисках ответа на волнующую меня проблему, я пришла к выводу, что заинтересовать учащихся можно довольно просто, если использовать нестандартный подход к закреплению и обобщению знаний.
Подобный опыт я испытала на себе, обучаясь в международной школе в Нью-Йорке, США. И прочувствовала насколько интересно можно изучать английский язык без зубрежки и «насилия над собой».
Теперь я стараюсь на занятиях по закреплению и обобщению знаний использовать нестандартные задания, раздаточный материал и наглядность.
Я начинаю работать с ребятами, когда они находятся еще в самом разгаре подросткового возраста. А всем известно, что это период, когда ребенок превращается в «ершистое, ворчливое, недовольное существо».[1] Заставить его что-то выучить, написать или просто прочитать становится практически невозможно. Нестандартные приемы обучения вызывают у студентов одновременно интерес и затруднение, преодоление которого следует искать творчески.
Многое в работе преподавателя зависит от первой встречи с детьми. Как их расположить к себе и к преподаваемой дисциплине. Однажды я услышала, как где-то в Америке проводился эксперимент. Профессор предложил одному из своих студентов взять конфетку и положить ее на стол до завершения выполнения задания. Второй студент выполнял все упражнения согласно строгим правилам. Так вот, первый студент, назовем его «А», был мотивирован сладким подарком, справился с упражнением быстрее и качественнее, нежели студент «Б». О чем это говорит? Давайте попробуем разобраться.
Знакомство с ребятами я начинаю с нестандартного задания. Мы играем в игру «Конфета». Я предлагаю студентам взять 1,2 или 3 конфеты с условием не есть их, а просто положить перед собой. Если учащийся взял 1 конфету, он рассказывает о себе (кто «я»). Если 2 конфеты, то «о себе» и своем хобби. Если 3 конфеты, то еще и о планах на будущее. Обычно я начинаю с себя, чтобы показать пример.
Я считаю, что использование игр, как нестандартного приема в учебном процессе, помогает активизировать деятельность студента, развивает внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, а также снимает утомление, так как в процессе игры обучение становится занимательным.
Я вижу, студенты работают активнее и что немаловажно, те ребята, которые учатся без большого желания, на таких занятиях работают с большим интересом.
Для обогащения и активизации словарного запаса я, чаще всего, использую метод ассоциаций. Вместе со студентами мы ищем похожие по звучанию или по смыслу слова в английском и русском языках.
Те преподаватели, которые работают с ребятами этого возраста, знают насколько трудно оторвать ребенка от телефона или планшета и обратить его внимание на изучаемый материал. На занятиях дети «сидят в телефонах» открыто или тайно. Я решаю данную проблему, используя эту зависимость в своих целях. Заранее готовлю QR- коды с заданиями, а студентов прошу скачать специальное приложение, что вызывает у них двойной интерес. Таким образом, можно организовать аудирование с просмотром видеоматериала.
С целью закрепления грамматического материала, мы играем в игру «Объявление». Учащимся, какого бы возраста они ни были, нравится смена деятельности. Задания я вывешиваю по периметру кабинета в виде настоящих объявлений. Студенты работают в парах или тройках. По очереди представители каждой команды срывают одно объявление, возвращаются к своему рабочему месту и выполняют задание.
Также для закрепления материала я использую авторское пособие «СМС» (смарт мульти скрин), которое я создала по примеру пособия Воскобовича - «Игровизор». Листы с заданиями я вставляю в «СМС» и студенты с помощью водных маркеров выполняют их. К моему удивлению данное пособие вызвало особенный интерес у студентов. Оно очень удобно, так как является многоразовым. Дети имеют возможность исправлять ошибки, не переживая, что им снизят оценку за небрежность.
Всем известно, что дети данного возраста болезненно реагируют на критику и замечания. Очень часто на мои замечания по устной речи студенты говорили: «Я так и сказал». Поэтому в последнее время я стала использовать прием записи. Ребята записывают свою речь, прослушивают ее и выполняют работу над ошибками. Таким образом, мы не только строим правильные предложения, употребляем нужные грамматические конструкции и отрабатываем лексику, но и ставим правильное произношение. Используя этот прием, мы также знакомим ребенка с ораторским искусством, что, возможно, им пригодится в жизни.
Конечно, это малая часть тех нестандартных приемов, которые я использую на занятиях.
Подводя итог, я считаю, что все используемые мною нестандартные формы обучения являются не просто развлечением. Они носят обучающий характер и удерживают внимание и интерес студентов к закреплению и обобщению материала в изучении английского языка.
Однажды я прочитала у одного из преподавателей, что девизом его педагогической деятельности является выражение «Учение без принуждения». Он стал и моим!

2018 г.

honeychk@mail.ru

+7 953 543 90 54; +7 963 745 83 08



[1] http://love-mother.ru/podrostkovyj-vozrast-psihologiya-osobennosti-harakteristika.html
2018