Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Маркашева Г.П., Гончаренко О.Ю., Филатова Т.Д. Развитие личности учащихся посредством туристско- краеведческой деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf

Туризм – одно из самых перспективных направлений в экономике, как двигатель прогресса страны и здоровья нации в целом. Для становления полноценного общества и, в частности, каждого индивидуума туризм помогает формировать важные личностные качества. Особое внимание заслуживает молодёжь, ведь она является двигателем прогресса, обеспечивает развитие нации.
Одно из направлений работы Государственного автономного учреждения дополнительного образования Астраханской области «Центр эстетического воспитания детей и молодёжи» - детско–юношеский туризм, краеведение и спорт, основной целью которой является популяризация и пропаганда здорового образа жизни, профилактика дивиантного поведения, патриотическое воспитание детей и молодёжи, укрепление дружественных отношений между молодёжью Астраханской области и ближайших регионов, знакомство с историей и культурой родного края и городов России.
Дополнительные общеразвивающие программы туристско-краеведческой направленности, реализуемые в ГАУ ДО АО «Центр эстетического воспитания детей и молодёжи» («Туристы-краеведы», «Спортивное ориентирование», «Юные спасатели» и др.), создают для детей реальную школу обучения и воспитания. Содержание программного материала построено таким образом, чтобы включить учащихся в разнообразную практическую работу, удовлетворить их любознательность в познании мира, укрепить их физическое и психическое здоровье, позволить проверить ценность полученных знаний и умений, помочь сформировать свою личность посредством созидания, активной самореализации в открытом социальном, культурном и природном пространстве.
Программы по туризму готовят учащихся к организации коллективной походной жизни и активной деятельности в естественных природных условиях, что способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, процессу самоутверждения.
Программы по спортивному ориентированию содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.
Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствуют программы по краеведению. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.
Таким образом, программы туристско-краеведческой деятельности – ценностный стержень личностного роста учащихся, органично сочетающий в себе обучение, воспитание и индивидуальное развитие. Все упомянутые компоненты в обязательном порядке отслеживаются и фиксируются в диагностической карте результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы. Исследования проводятся в сентябре (начальная диагностика) в группах новичков, в январе и мае (промежуточная, итоговая диагностика) - во всех группах. Обработанные результаты представляются в анализах Центра. Сравнивая начальную диагностику с конечными результатами, можно с уверенностью говорить о положительной динамике личностного и социального развития: развитие личностных свойств и способностей (личностные результаты) и формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации к современным социально – экономическим условиям.

Библиографический список

1. Маслов А. Г., Константинов Ю. С. Программы обучения жизненным навыкам в системе дополнительного образования детей / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов - М.:МТО-Холдинг, 2001. - 231с.
2. Константинов Ю. С. Туристско – краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей / Ю.С. Константинов. - М. ЦДЮТиК МО РФ, 2001. - 176 с.
3. Пугиев В.Г. Массовый туризм – путь оздоровления нации / В.Г. Пугиев // Вестник РМАТ. - 2011. - № 3. - С. 22 - 25

goncharienko_olgha@mail.ru, +7(917)-176-97-66

2018