Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf
Исторически так сложилось, что детей оставшихся без попечения родителей передавали в государственные учреждения (детские дома, центры социальной реабилитации) для социализации и интеграцию их в общество. Но со временем такая форма работы показала свою не эффективность, как с позиции содержания, так и с точки зрения адаптации детей, что повлекло за собой смену системных ценностей и убеждений в семейном жизнеустройстве детей, требуя новых принципов работы государственных учреждений.
В связи, с чем многие детские дома полностью поменяли свою форму и специфику работы. Отныне ключевым направлением деятельности стало устройство детей в семьи, а также сопровождение приемных семей, как один из видов профилактики вторичного сиротства.
Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, налаживание супружеских взаимоотношений, удовлетворение в продолжение рода, компенсация утраты собственного ребенка, невозможность иметь собственных детей, желание иметь большую семью, ребенок как «атрибут» социальной успешности.
Но все семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются со множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей. Замещающие родители, зачастую оказываются не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате их поведенческих особенностей.
Если вовремя не прийти на помощь семье, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в государственное учреждения. В связи, с чем возникла острая необходимость организовать системное сопровождение замещающих семей.
Основными целями и задачами сопровождения замещающих семей является повышение уровня родительской компетентности, предупреждение неадекватных способов реагирования на проблемы детей, гармонизация детско-родительских отношений, распространение положительного опыта семейных отношений в замещающей семье, оказание комплекса услуг, направленных на сохранение целостности замещающей семьи; профилактика «эмоционального выгорания» замещающих родителей; профилактика возврата ребенка в учреждение.
Особенно эффективна работа по сопровождению семей благодаря тесному взаимодействию с учреждениями города.
Так, например, городской отдел образования оказывает помощь замещающим родителям при поступлении детей в образовательные учреждения, организует сотрудничество с педагогами и директорами школ;
УСЗН оказывает помощь в оформлении льгот, субсидий, денежных пособий на детей. Правоохранительные органы, в том числе служба Служебных приставов оказывает правовую помощь, в том числе по взысканию алиментов. Лечебно-профилактические учреждения помогают в оформлении медицинских справок и диспансеризации. Служба занятости населения способствует трудоустройству.
Сопровождение не предполагает осуществление контроля замещающих семей, эта прерогатива отведена службам опеки и попечительства, а наша цель - расположить к себе, установить доверительный контакт с каждой семьей и правильно информировать родителей для того, чтобы они хотели к нам обращаться.
Работа специалистов с семьями начинается со знакомства, где очень важно расположить к себе создавая комфортную доверительную атмосферу.
Необходимо объяснить семье, что служба не контролирует их действия в отношении принятого на воспитание ребенка, а желает помочь в решении сложных и конфликтных ситуаций, проблем, которые уже существуют, предотвращая тем самым серьезные последствие (распад семьи, отказ от принятого ребенка).
Следующим этапом является выявление проблем в семье, диагностика семейных ресурсов для быстрой адаптации приемной семьи и ребенка.
Далее, на основании полученных данных составляется индивидуальная программа сопровождения семьи, которая включает в себя мероприятия, сроки выполнение данной программы, в программе фиксируются планируемые и полученные результаты. За каждой семьей закрепляется ответственный специалист-куратор. После проведенной работы проводится мониторинг выполнения программы и оформляется заключение.
Ежеквартально специалистами организуются тематические встречи, досуговые мероприятия, творческие мастерские, индивидуальное консультирование родителей и развивающие занятия с детьми.
Еще одним не маловажным фактором в эффективном функционировании семьи, а также инновацией в сопровождении замещающих семей, стало проведение Летних выездных школ.
Цель данных мероприятий способствовать активному обмену опытом воспитания между родителями, повышению уровня профессиональной компетентности и психолого-педагогической культуры родителей.
Готовясь к проведению Летней выездной школы, специалисты Центра работают над большим комплексом научно-методического инструментария, который потом на практике реализуют при проведении мероприятия. В Программе обозначены цели и описана логика построения каждого занятия, учитывая индивидуальные особенности каждой семьи. Восприятие семьями материала облегчает его группировка по блокам, в которых представлены: совместные занятия для детей и родителей; занятия для родителей; занятия для детей (7–10 лет и 11–17 лет).
Программа Летней выездной школы очень насыщена, и каждый раз проходит в тематическом формате и расписана обычно на 4 -5 дней, а тематика занятий – актуальна и разнообразна: она охватывает такие острые проблемы, как предупреждение жестокого обращения с детьми, воспитание толерантного отношения к окружающим, укрепление внутрисемейных связей.
Специалисты Зверевского центра вот уже на протяжении 3х лет организовывают данные мероприятия.
Так в 2016 году с 20 по 22 августа в рамках своей деятельности, Зверевский центр помощи детям провел Летнюю выездную школу для замещающих смей. Участниками стали 9 семей из г. Зверево, г. Гуково и Кашарского района, из них 10 родителей и 10 детей. Проходило мероприятие в дружеской обстановке на берегу реки Дон, на оздоровительной базе отдыха «ВЭлНИИ».
В 2017 году с 09 по 12 июня в рамках сопровождения замещающих семей, Зверевский центр помощи детям провел очередную ежегодную Летнюю выездную школу. Участниками стали 25 человек из г. Зверево, Красный Сулин и Кашарского района. Мероприятия проходили в дружеской обстановке на берегу реки Дон, на базе детского оздоровительного лагеря «Пионер», в ст. Багаевская.
В 2018 с 28 июня по 2 июля специалистами Зверевского центра помощи детям была организована и проведена «Выездная Летняя школа для принимающих семей – 2018» на берегу Азовского моря в Неклиновском районе с. Приморка, на базе детского оздоровительного лагеря «Лагуна».
Программа Летней школы, словно машина времени перенесла всех ребят и взрослых в увлекательное и познавательное путешествие мира Славянской культуры в которой приняли участие 65 человек – это замещающие семьи из муниципальных образований городов Зверево и Гуково, Кашарского района, а также, гости из Донецкой Народной Республики г.Горловка – творческий коллектив детей «ЮНИАРТ», представители ООО «Русский Капитал» г.Ростова-на-Дону, которые выступили спонсорами этого мероприятия и устроили чудесный праздник с многочисленными призами и сладостями для детей и взрослых.
Девчонки и мальчишки, а также их родители отправились в увлекательное путешествие на «Ладье знаний» и погрузились в череду ярких театрализованных событий. Ребята и взрослые с большим интересом принимали участие в различных занятиях, семинарах, тренингах, в спортивных состязаниях и квестах, учились друг у друга взаимодействовать и приходить на выручку в самых разных ситуациях. С большим интересом, как взрослые, так и дети участвовали в творческих мастерских и познали древнее искусство наших предков Славян - изготовление народных игрушек и плетение корзин, по окончанию которых, все изготовленные поделки достались участникам в качестве сувениров.
Все дни Летней школы прошли в праздничной атмосфере и были украшены концертными номерами в стилизованных народных костюмах от каждой семьи. Творческий коллектив детей из Горловки «ЮНИАРТ» также принял участие в концертной программе и представил к вниманию зрителей яркие номера.
Огонек незабываемых впечатлений еще долго будет гореть в сердцах участников Летней школы – 2018. Море! Солнце! Улыбки! Новые друзья и новые впечатления, а также новое понимание самого себя и формирование новых, эффективных навыков общения, все это - итог пятидневной работы участников, которые приложили максимум усилий и смекалки, а также узнали много нового для себя и дополнили свою «копилку» семейных традиций, обрели новых друзей.
«Летняя! Выездная! Жаркая! Твоя!» - под таким девизом специалисты Зверевского центра помощи детям провели Летнюю выездную школу для замещающих семей с 29 июня по 4 июля 2019 года по программе «Город Крылатых, или где живет Жар – птица?». В программе приняли участие более 70 человек, это 19 семей из городов - Зверево, Гуково, а также гости из Волгоградской области, г. Камышин.
На берегу Черноморского побережья Краснодарского края участники школы перенеслись в сказочный мир путешествий и круговорот увлекательных тематических дней: «Сказочное царство», «Его величество Театр!», «Тайны зеленого бора», «Долина цветов», «Тропинка разлуки». Череда тренингов, спортивных состязания, творческих мастерских, незабываемых экскурсий сменялись консультациями специалистов центра и органов опеки и попечительства. Все мероприятия были направлены на гармонизацию детско-родительских отношений, повышение родительских компетенций и распространение положительного опыта семейных отношений в замещающих семьях.
Благодаря дружеской и непринужденной обстановке, все участники Летней выездной школы получили заряд позитива и хорошего настроения, проявили себя людьми увлеченными и эрудированными за что и были вознаграждены многочисленными призами и подарками, любезно предоставленными социальными партнерами данного мероприятия ООО «Русский Капитал», Группой Компаний «Выбери радио», Президентом межрегиональной молодежной общественной организации «Ассоциация почетных граждан, наставников и талантливой молодежи» Л.А. Шафировым.
В череде детско–родительских тренингов, спортивных и развлекательных мероприятиях, творческих мастерских, которые сменяли индивидуальные консультации специалистов центра, замещающие родители имели возможность поделиться своими достижениями в воспитания детей, участвовать и завоевывать поощрительные призы в соревнованиях, а также им представилась возможность получить консультации специалистов Центра и органов опеки и попечительства на волнующие их вопросы.
Мероприятия позволили сформировать теплую эмоциональную связь между членами семьи, снять эмоциональное напряжение. Все это помогает обеспечить особые условия для обучения родителей, вырвав их из привычного круга забот городской суеты и проблем; но что самое главное – создается уникальная возможность для развития и гармонизации детско-родительских отношений.
Результаты работы сопровождения замещающих семей дают положительную динамику.
У многих детей повысился уровень мотивации к обучению. Снизился уровень асоциального поведения (повысился уровень общения и культуры поведения). Выпускники школ определились с выбором профессии. Повысился уровень родительской компетенции необходимый для воспитания приемного ребенка (детей).
Семьи эффективно сотрудничая со специалистами службы, научились самостоятельно разрешать проблемы в своей семье. Родители знают о возможных источниках помощи в случае возникновения трудностей и мотивированны на обращение за ней.
Таким образом, службы сопровождения замещающих семей, являются одной из самых эффективных средств по профилактике вторичного сиротства.
Мы приложим все силы, чтобы с каждым годом число замещающих семей, находящихся на сопровождении, увеличивалось, а качество предоставляемых нами услуг повышалось. В комплексе совместные мероприятия приведут к наилучшим результатам нашей деятельности – отсутствию сирот в Ростовской области.