Марченко М.А. Русский фольклор как средство образования обучающихся через изучение и освоение традиций
Библиографическое описание: Марченко М.А. Русский фольклор как средство образования обучающихся через изучение и освоение традиций // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Учитель — это особенная профессия, это поиск счастья, большого человеческого счастья. Наша жизнь – это дети, цветы жизни, наше продолжение и наше бессмертие. Наша жизнь – это борьба, борьба за право жить. Моя жизнь – это Работа, Игра, Любовь, Счастье, Дети! Это волшебные слова! Я – Учитель, - а значит, я Волшебник!
В последние годы в нашем обществе, осознавшем, как кажется, многие трагические потери в русской культуре, наметился довольно устойчивый интерес к национальному фольклору и этнографии, народному искусству в целом. С сожалением, однако, приходится признать, что средняя школа до сих пор стоит в стороне от позитивных изменений в этой сфере и в действующей школьной программе фольклору по-прежнему отводится периферийное место.
Основной целью моей статьи является рассмотрение необходимости внедрения этнокультурного образования учащихся через изучение и освоение традиций русского фольклора. Таким образом, я считаю, можно эффективно реализовывать многоцелевую направленность на уроках:
· формированию художественного вкуса, развитию музыкальных способностей, формирование нравственных качеств;
· обеспечение и приобретение социального опыта в процессе обучения через игровую деятельность;
· участие в календарно-обрядовых праздниках, концертах, экскурсиях, выставках;
· развитие навыков познавательной и исследовательской деятельности.
На мой взгляд, освоение учащимися образовательных учреждений фольклора дает им возможность лучше понимать и узнавать историческую сущность своего народа, родного региона, края, чувствуя свою сопричастность к великому прошлому, называемому родиной, Россией.
Обучение и продвижение фольклорного воспитания учеников должно происходить на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности - музыки, народного танца, фольклорного театра.
Актуальностьвнедрения фольклора в общеобразовательную программу на мой взгляд, обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития духовности обучающихся.
Значимостьявижу в том, что традиционная культура рассматривается на уроке как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.
Новизна состоит в правильно организованном внедрении моего предложения. Включить в основную программу обучения, событий русского календарно-обрядового круга, при этом опираясь на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов.
По итогу мы сможем объединить практически 5 общеобразовательных предметов в один. В него входит (История, Музыка, Ритмика, Общество, Технология).
Фольклорный материал включает в себя и объединяет различные виды народного творчества и тесно переплетается с историческими знаниями о своём народе. Исполнение песен, танцев; игры, знание обрядов, декламация, изучение по регионам России всех элементов театрального искусства, прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов, игрушек, шумовых музыкальных инструментов и пр.). Применение на уроках музыки фольклора и его составляющих дают возможность осознанного и положительного объединения учителя и ученика на почве освоения народной культуры.
В процессе достижения поставленной цели происходит решение следующих задач:
образовательные:
· изучение основных русских обрядов, праздников, жанров народной песни и танца;
· обучение игре на народных инструментах;
· формирование элементарных навыков научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов.
развивающие:
· выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей в процессе изучения народной культуры;
· практическое освоение традиционного русского музыкального, танцевального и поэтического творчества;
· развитие самостоятельности и инициативы.
воспитательные:
· прививание учащимся любви к народной культуре через народное творчество;
· формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к традиционной русской культуре и культуре других народов; воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
· формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.
Учащиеся в итоге обучения фольклору приобретают:
· интерес к народной культуре;
· умение видеть прекрасное в народном творчестве;
· освоение основы норм поведения в быту и обществе;
· основы культуры общения;
· стремление к самовыражению через творчество;
· коммуникабельность;
· осознание своей значимости;
· культура общения и поведения;
· усовершенствование системы ценностных ориентаций;
· повышение общекультурного уровня;
· возрастет творческая активность.
Еще большему “погружению” в мир русского народного творчества я считаю способствует проведение учебной деятельности в музыкально-этнографических музеях, на выставках, и мастер-классах.
Таким образом, углубленное и систематическое изучение фольклора позволяет в комплексе решать задачи образования, воспитания и развития современных школьников и вместе с этим является одним из актуальных и перспективных направлений сохранения и возрождение традиционной народной культуры.
Формирует у учащихся осмысленное отношение к национальному художественному наследию, обеспечивает гарантированный статус народной культуры в системе универсальных ценностей современного общества.
Библиографический список.
1. Т.Ю. Камаева «Русский детский фольклор. Хрестоматия с CD-приложением и сценариями» — Издательство: Планета музыки, 2021. 176 с.
2. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева «Теория музыкального образования» - Издательство: Прометей, 2020. 502 с.