НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Малащенко В. В. Характеристика навыка чтения

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Чтение как процесс представляет собой сложный психофизиологический акт, в нем задействованы различные анализаторы, такие как зрение, речь и слух. Они основаны на механизмах, которые объединяют две сигнальные системы. Это подтверждается исследованиями Б.Г. Ананьева, который отмечает что «в процессе чтения лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Постоянно читая литературу ребенок усваивает ее содержание и постепенно приучает себя к разным внутренним состояниям. Чтение нельзя воспринимать как простое действие, потому что оно дает образ звука в тексте вместе с его графическим образом, вследствие этого текст читается более осознанно и легче воспринимается. Начиная читать, ребенок работает с образом звука и без правильной конструкции этого звука ему недоступно понимание слов, а в последующем и всего прочитанного текста.
Чтение – один из видов речевой деятельности, предполагающий перевод буквенного кода в звук и понимание полученной информации. Отсюда следует, что чтение начинается с визуального восприятия, различения и распознавания букв. Исходя из этого, буквы соотносятся с звуками, а пассивная лексика повторяется и читается. И наконец, благодаря соотношению звуковой формы слова и его значения реализуется понимание прочитанного.
По определению М.И. Омороковой, «навык чтения — сложное речевое умение, доведенное упражнениями до автоматизма, позволяет читателю воспринимать содержащуюся в текстах информацию, перерабатывать ее (получать новые знания, выявлять причинно-следственные связи, осознавать идею художественного произведения, формировать собственное отношение к прочитанному, использовать полученную информацию с пользой для себя).
Навык чтения в процессе своего формирования проходит ряд этапов, каждый из которых переходит от одного качества к другому. На одной стадии собираются определенные черты, которые вызывают собой переход, образуя более высокую стадию развития.
В своих работах Т.Г. Егоров выделяет ступени формирования навыка чтения (см. рис. 1.1.).

Рисунок 1. Ступени формирования навыка чтения

При рассмотрении психофизиологической основы навыка чтения Г.А. Каше отмечает, «основными условиями успешного овладения им является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, мнезиса».
Дошкольник, развивающийся в соответствии с онтогенетическими закономерностями к началу школьного обучения имеет достаточно хорошо развитые слух, зрение, речь, он обладает навыками анализа и синтеза на уровне обобщения предметов вокруг него, что свидетельствует о его готовности к усвоению грамоты.
Чтение включает в себя две стороны (см. рис. 1.2.).

Рисунок 2. Стороны чтения

Техническая и смысловая стороны чтения очень тесно взаимосвязаны. М.И. Оморокова отмечает, что смысловой компонент чтения, предполагающий осознание прочитанного текста, основывается на технической стороне процесса чтения, которая обеспечивается узнаванием букв, составляющих слова и текст в целом. Также автор указывает, что на техническую сторону чтения оказывает влияние понимание прочитанного ранее.
Успешный навык чтения, это прежде всего сформированная устная речь, четкое произношение, различение звуков, фонематический анализ и синтез, богатый словарный запас, развитый грамматический строй речи, а так же пространственные представления, зрительный анализ и синтез.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. И хотя этот процесс едины, становление и формирование составляющих его сторон протекает по-разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

Библиографический список

1.       Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2.       Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – Москва: Просвещение, 1964. – 305 с.
3.       Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию. - Москва: ВЛАДОС, 2017. – 112 с.
4.       Воронкова В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте / В.В. Воронкова // Дефектология. – 1995. - № 1. – С. 66-71.
5.       Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 264 с.
6.       Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения: Методическое наследие. Логопедия. – Москва: Просвещение, 1966. – 200 с.
7.       Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов. –– Москва: Просвещение, 1983. – 136 с.
8.       Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Метод. пособие для учителя. – Москва: Аркти, 1997. - 154 с.
9.       Сумченко Г.М. Сопоставление буквенных замен при письме слов у учащихся массовой школы, школы для детей с ТНР и вспомогательной школы / Г.М. Сумченко // Дефектология. – 1987. – №5. – С.37 – 42.
2021