В настоящее время наблюдается значительный рост числа выявленных у детей психических нарушений различной этиологии. К сожалению, это связано не только с совершенствованием диагностики, но и с ростом числа детей, рождающихся с теми или иными нарушениями соматического или психического плана. Нарушения психики детей в современной дефектологии классифицируются при помощи различных критериев. Весьма остро стоит проблема организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что помещение таких детей в адекватную обучающую среду является фактором, от которого может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Нередко дети с ОВЗ вполне способны к обучению. Но при этом им необходим целый ряд условий, начиная от специализированных учебных программ и заканчивая специально подготовленным педагогическим составом, который знает, как правильно работать с таким ребенком. Исследователями в современных условиях рассматриваются различные нетрадиционные методики обучения и развития детей, страдающих теми или иными психическими нарушениями. В частности, существует ряд методик математической подготовки детей с отклонениями в развитии. Математические навыки очень важны, так как любой человек в его обыденном существовании на постоянной основе использует математические навыки, хотя бы на самом примитивном уровне. Следовательно, без математических представлений, знаний, умений невозможна полноценная социализация ребенка. Основа познания ребенком количественных представлений формируется при помощи сенсорных процессов. Развитие ребенка с ЗПР идет не так, как у обычного ребенка. Дети с диагнозом ЗПР, как правило, отличаются пониженным интересом к окружающему, безразличием, общей патологической инертностью. У такого ребенка мало интереса к игрушкам, у него не вызывают любопытства предметы его ближайшего окружения. Как правило, появление первых действий с предметами – хватания и манипуляции – происходит позднее, чем у их сверстников с нормальным развитием. Преддошкольный возраст ребенка с ЗПР характерен тем, что такой ребенок не понимает функциональное назначение предметов, действует с ними стереотипно, нецеленаправленно (стучит игрушкой по полу и стенам, грызет их, ломает, швыряет). Отсутствие предметной деятельности и накопления сенсорного и практического опыта приводит к невозможности усвоения хоть каких-либо примитивных математических представлений у ребенка раннего возраста с ЗПР. Как следствие, к 4-5 годам дети у детей с ЗПР, как правило, полностью отсутствуют элементарные математические представления: они не знают, что такое количественные отношения, счет, форма и величина предмета, пространство и время. Зрительное восприятие у таких детей развито на низком уровне, у них возникают существенные трудности в классификации е предметов по качественным признакам, не умеют считать (в лучшем случае могут словесно воспроизвести числовой ряд в небольших пределах), не определяют «большее» или «меньшее» количество элементов в совокупности. Детям с ЗПР необходимо специальное обучение, так как в отсутствие его они не в состоянии овладеть такими навыками, как пересчет и количественные сравнения. При наличии специальной программы обучения дети с ЗПР в состоянии усвоить дочисловые представления. В процессе обучения у детей этой категории формируются некоторые элементарные представления о количестве. К 6-7 годам эти дошкольники усваивают счет в пределах 5-10. Количественные представления у дошкольников с ЗПР развиваются примерно теми же путями и по тем же этапам, что и у детей с нормальным развитием. Отличие состоит в том, что математические знания детьми с ЗПР усваиваются в гораздо более замедленном темпе. Если нормально развивающийся ребенок овладевает первыми количественными представлениями в возрасте 3 лет, то ребенок с ЗПР – к 4-5 годам, и то при наличии специального обучения. Если дошкольники с нормальным развитием легко считают до 10 в 5 лет, то дети с ЗПР овладевают счетом к 6-8 годам при условии целенаправленного обучения. Существует ряд причин, задерживающих формирование дочисловых количественных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР. Это инертность и малая подвижность нервно-психических процессов, которая снижает работоспособность и увеличивает утомляемость. Также причиной является низкое развитие способности к целенаправленным действиям и отсутствие интереса к окружающему, в связи с чем плохо формируется ориентировочная деятельность. Также у детей с ЗПР, как правило, плохо развивается моторика, из-за чего ограничен практический чувственный опыт. Плохое взаимодействие между анализаторами ведет к трудностям в накоплении сенсорного опыта. Также проблемы в обучении могут возникать из-за позднего и нарушенного развития речи (бедности словарного запаса, трудностей в формулировках высказывания, недостаточного понимания обращенной к ребенку речи). Проблема, однако, состоит не только в задержках сроков развития. Имеют место существенные качественные различия между освоением дочисловых математических представлений у детей с нормальным развитием и у детей с ЗПР. Формирование дочисловых количественных представлений у детей с ЗПР своеобразно из-за слабости мыслительных операций, нарушений таких процессов, как обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, из-за ригидности и косности мышления. Из-за доминирования непосредственного, конкретного восприятия с трудом усваиваются элементарные представления. Количественные представления в сознании детей с ЗПР связаны с яркими качественными характеристиками и пространственным расположением предметов. Дети с ЗПР с трудом переносят имеющиеся знания и умения в иные условия. Специализированное обучение способствует положительным изменениям в познавательных возможностях детей дошкольного возраста с ЗПР. Однако такие дети отличаются низким уровнем количественных представлений даже по достижении старшего дошкольного возраста. Формирование дочисловых представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР происходит в ходе специальных занятий. Для закрепления используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Эти занятия решают коррекционно-развивающие и образовательные задачи, реализация которых является весьма сложной. Дошкольники с ЗПР, особенно, если отставание вызвано церебрально-органическим генезом, имеют нарушения в предпосылках интеллектуальной деятельности: они отличаются плохой линейной памятью (плохо запоминают ряды предметов и чисел), они с трудом воспринимают и осознают пространственные и временные представления, отличаются отсутствием чувства ритма. Отставание мыслительных операций и речи делает их обучение затруднительным. Для этого перед началом занятий по формированию дочисловых количественных представлений необходима организация пропедевтического периода обучения, в ходе которого дети дошкольного возраста с ЗПР получат основу для усвоения математических представлений в соответствии с программными требованиями. Пропедевтический период нацелен не только формирование дочисловых количественных представлений, но и на развитие познавательных процессов в психике ребенка с ЗПР, таких как восприятие, речь, мышление. Также целью пропедевтики является формирование интереса к математике, положительного эмоционального отношения к изучаемому предмету. Особенности детей с ЗПР таковы, что необходимо установить личностный эмоциональный контакт, который будет способствовать деловому сотрудничеству. Когда ребенок с ЗПР получает позитивное подкрепление своих усилий, он усваивает положительный социальный опыт. Следовательно, успешная организация занятий по формированию у детей дошкольного возраста с ЗПР дочисловых количественных представлений является также действенным способом социализации таких детей. Список источников 1. Алексеев, О.Л. Восприятие школьниками с нарушенным интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи/ О.Л. Алексеев, Т.В. Нестерова //Дефектология - 2009 -№2, с.12-18. 2. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1. СПб.: Издательство СПбГУ, 2016. 822 с. 3. Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога [Текст] / Н. В. Бабкина – М., Школьная Пресса, 2016. 80 с. 4. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. 2016. № 4. С. 38-45. Аннотация: Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития с большим трудом усваивают математические навыки. Дочисловые количественные представления у таких детей складываются позднее, чем у детей с нормальным развитием. Необходима специальная программа коррекционно-развивающих занятий для усвоения детьми с ЗПР дочисловых количественных представлений. Эффективным способом занятий являются сюжетно-ролевые и дидактические игры. Наиболее успешным формирование дочисловых количественных представлений будет при условии личностного эмоционального контакта между ребенком и педагогом. Ключевые слова: задержка психического развития, дети дошкольного возраста, интеллектуальная деятельность, математические навыки, дочисловые количественные представления, коррекционно-развивающие занятия Abstract: Children of preschool age with mental retardation with great difficulty learn mathematical skills. Numerical quantitative representations in such children are formed later than in children with normal development. There is a need for a special program of correctional and developmental activities for the assimilation of children with ZPR numerical quantitative representations. An effective way of training are role-playing and didactic games. The most successful formation of numerical quantitative representations will be provided personal emotional contact between the child and the teacher. Keywords: mental retardation, preschool children, intellectual activity, mathematical skills, numerical quantitative representations, correctional and developmental activities