Хасанова А.В. Формирование навыков чтения через дидактический материал
Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Доказано, что хорошо читающий с детства ребенок в течение жизни читает больше, а у читающих дошкольников возникает гораздо меньше проблем при обучении в начальной школе. Сегодня многие родители стремятся научить своих детей читать еще до поступления в школу. Процесс привития навыков чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Привить детям навыки чтения – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности. Развитие навыков чтения, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Результативное развитие навыков чтения напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником: Ø читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная); Ø читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас; Ø чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно; Ø многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать; Ø чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения. Вот и мы решили начиная со средней группы прививать любовь к чтению и постепенно обучать данному процессу. Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Изучив звуки, их характеристики, а затем буквы, детям легче проводить звуковой-буквенный анализ слов. И в этом нам помогает касса букв, изготовленная мной для всех детей. Наряду с этим мы учим таблицу Зайцева, поём слоговые ряды. Постепенно это ведёт к слоговому чтению. А потом мы переходим к чтению целыми словами. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана. Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам. Игры на слух. Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове) Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки). Игра «Перевёртыши». (анаграммы), (составьте слово наоборот). Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел. «Цепочки». (Меняем только одну букву и получаем новые слова). Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни. «Наращивание слов». (Добавьте новый слог) Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса. А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.