Библиографическое описание:
Мальцева Е.В. Урок по теме «Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность» // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Задачи:
I. Образовательные:
- познакомить учащихся с приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;
- учить устанавливать связи между частями сочинения;
- учить различать главную и второстепенную информации
II. Развивающие
а) в группе повторения:
-повторить материал о структуре сочинения;
- повторить информацию о теме и основной мысли текста;
- формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;
- развивать критическое мышление через заполнение таблицы, составление кластеров.
Б) в группе развития речи:
- развивать языковое чутьё;
- развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;
- обогащать словарный запас обучающихся;
в) в группе развития мышления:
- совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
- совершенствовать умение логически мыслить;
- формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.
III. Воспитательные:
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;
- воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация
Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.
Как вы думаете, почему я решила начать наш урок с этой притчи? (Ответы обучающихся).
Конечно, наша с вами задача с первой «стрелы» попасть в цель, а, значит, и одна попытка сдать успешно экзамен. А для этого нам надо хорошо уметь составлять тексты-рассуждения, то есть писать сочинение.
II. Актуализация знаний о составных частях и темах итогового сочинения
- Предлагаю повторить наши знания о тексте-рассуждении.
- Из каких частей он состоит?
- Что мы знаем о темах для итогового сочинения? (Все темы, а их около полутора тысяч, сгруппированы в разделы) (разделы на слайде)
Давайте обратим внимание на первый раздел тем для итогового сочинения - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
С какими понятиями связаны понятия духовности и нравственности? (Конечно, это мораль, добро, человеколюбие….)
- Об одном из них мы сегодня и поговорим.
III. Работа с темой сочинения.
Посмотрите на высказывание Бетховена «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме ……» Как вы думаете, какого слова не хватает?
Как вы понимаете, что такое доброта?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ДОБРОТА - … (на слайде)
Задание 1. Давайте продолжим работу с понятием доброты. «Наведи порядок» Вам необходимо распределить слова на синонимы и однокоренные слова. (на слайде слова перемешаны)
Синонимы: сострадание, милосердие, человечность, человеколюбие, отзывчивость, сердечность, участливость
Однокоренные слова: добро, добродушный, доброжелатель, доброволец, добросовестный, добряк, добротный
Задание 2 Продолжая разговор о доброте, перейдем к русской литературе.
Для начала обратимся к устному народному творчеству. Тема добра здесь одна из главных. Сейчас посмотрите на пословицы, ваша задача - добавить недостающие слова (пословицы на слайде)
Жизнь дана на …….дела.
..…… дело без награды не останется.
Истинное ……. Всегда просто.
За доброе жди …., за худое - ….
- В какой части сочинения нам могут понадобиться знания пословиц?
Задание 3.
Приступаем к следующему заданию. Вы заранее разделились на четыре группы. Ваша задача сейчас выбрать одну из тем первого раздела, которые так или иначе связаны с добротой, и сформулировать тезис. Помните, что тезис – это то, что вы будете доказывать. Он может состоять из определения основного понятия темы и общего ответа на поставленный вопрос. В формулировании понятия вам могут помочь те синонимы и однокоренные слова, с которыми вы работали.
Почему человек должен быть добрым?
Может ли доброта принести человеку разочарование?
Нужно ли сдерживать в себе доброту?
Как человек может воспитывать в себе доброту?
Кого можно назвать добрым человеком?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Какими качествами обладает добрый человек?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
Что может сделать человека добрее?
(Группы представляют результаты своей работы)
А теперь попробуем подобрать аргументы вашим тезисам.
Задание 4. Прочитайте тексты-аргументы из литературных произведений, узнайте автора и название произведения (смотрите в слова для справок) (аргументы даны группам на карточках, также тексты выводятся на слайдах)
1. Вспомним рассказ ______________________________, в котором
говорится
о маленьком мальчике-сироте. Его воспитывает бабушка. В послевоенные годы жилось трудно, и мечтой всех деревенских мальчишек был вкусный «пряник конём». Бабушка была строгая, воспитывала внука в труде. Пряник нужно было заработать: набрать земляники для продажи. Главный герой идёт на обман, но бабушка прощает его, потому что верит в него. Она понимает, что мальчик сожалеет о своём поступке. Доброта бабушки и прощение сделали то, что не сделало бы самое страшное наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника».
2. _____________________в своем произведении _____________________ рассказывает о молодой учительнице Лидии Михайловне, которая помогала своему ученику, узнав о его бедственном положении. Она старалась избавить его от одиночества, поддержать. Благодаря учительнице герой узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Писатель говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет выгоды. Добро может передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого пришло.
3. Героиня рассказа _________________________________________- по-настоящему добрый человек. Каждый ее поступок совершается от всего сердца. _____________ – искренняя и совершенно бескорыстная женщина. Героиня никогда не просила платы за свою помощь. Она привыкла помогать другим людям, являться необходимой для всего общества. Чужие жизни для _____________ были важнее собственной. Несмотря на все жизненные трудности и беды на своем пути, героиня не озлобилась на весь мир, наоборот, она всячески помогает каждому своему знакомому. К сожалению, доброту ______________ никто никогда не ценил. Она благородно отдает последнее, что у нее имеется, в результате чего погибает под поездом. Теперь село осталось без праведника, как автор называет ___________. Именно она была чище всех жителей села, именно она превосходила их в нравственном плане. Доброта одной лишь _______________ способна изменить целый мир.
4. К примеру, из литературы нам известен такой персонаж, как __________. Его люди считали себе не ровней, потому что он ходил в ветхой одежде, скудно питался, на обиды и удары не отвечал, поэтому его обижали все, кто хотел сорвать своё зло на нём. Но, когда __________ умер, то все узнали, что все свои деньги он долгие годы отдавал на воспитание и обучение девочки-сироты, поэтому он был таким бедным. Люди увидели доброту и бескорыстность_________, а чтобы они не забывали его доброту в их город приехала повзрослевшая девочка-сирота, которую опекал________. Она выучилась на врача и стала лечить людей бесплатно.
5. Вспомним _________, героя рассказа ______________________________. Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за _________, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.
Для справок:
1. Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор», героиня – Матрена
2.Максим Горький «Старуха Изергиль», Данко
3. Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»
4. Валентин Распутин «Уроки французского»
5.Андрей Платонович Платонов «Юшка»
- Какие еще произведения, на ваш взгляд, можно использовать в качестве аргумента по выбранной вами теме?
Молодцы. А мне хотелось бы показать вам фрагмент произведения, который, на мой взгляд, также можно использовать в качестве аргумента, например, на тему «Кого можно назвать добрым человеком?» (Транслируется фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» https://www.youtube.com/watch?v=hhpGqpCCP84&embeds _euri=https%253A%252F%252Ftheocrat.ru%252F&feature=emb_im)
Так какого же человека, по мнению Иешуа, можно считать добрым?
Подумайте и запишите, какие аргументы вы возьмете в качестве доказательства своего тезиса.
Задание 5 Давайте вспомним с вами виды заключений.
Заключение – вывод;
Заключение – призыв;
Заключение – выражение надежды;
Заключение – цитата.
(Ученики должны дать краткую характеристику каждому виду заключений)
Подумайте, какой вид заключения подойдет именно вашей теме, попробуйте написать заключение.
IV Поведение итогов урока
Итак, мы с вами сегодня в очередной раз вспомнили структуру итогового сочинения, постарались раскрыть понятие «доброта» и подобрать аргументы из литературы.
V Домашнее задание. Дома ваша задача – завершить работу над сочинением на выбранную тему.
VI Рефлексия
Выберите, пожалуйста, тот смайлик, что соответствует вашей готовности к итоговому сочинению.
А также пройдите небольшой опрос по готовности к сочинению, отсканировав QR-код:
А завершить урок мне хотелось бы следующим высказыванием.
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
Толстой Лев Николаевич
Библиографический список
1. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой - М.: Детская литература, 2010.
2. Великие мысли великих людей. XIX - XX век – М.: Рипол Классик, 2021.
3. Горький М. Старуха Изергиль / Горький М. Избранные рассказы – М.: Детская литература, 1998.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Русский язык, 1989.
5. Платонов А. П. Юшка / Платонов А.П. Рассказы – М.: Детская литература, 2018.
6. Распутин В. Г. Уроки французского – М.: АСТ, 2022.
7. Солженицын А.И. Матренин двор / Солженицын А.И. Матренин двор: рассказы - М.: Детская литература, 2010.
Мальцева Е.В. Урок по теме «Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность» // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Задачи:
I. Образовательные:
- познакомить учащихся с приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;
- учить устанавливать связи между частями сочинения;
- учить различать главную и второстепенную информации
II. Развивающие
а) в группе повторения:
-повторить материал о структуре сочинения;
- повторить информацию о теме и основной мысли текста;
- формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;
- развивать критическое мышление через заполнение таблицы, составление кластеров.
Б) в группе развития речи:
- развивать языковое чутьё;
- развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;
- обогащать словарный запас обучающихся;
в) в группе развития мышления:
- совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
- совершенствовать умение логически мыслить;
- формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.
III. Воспитательные:
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;
- воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация
Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.
Как вы думаете, почему я решила начать наш урок с этой притчи? (Ответы обучающихся).
Конечно, наша с вами задача с первой «стрелы» попасть в цель, а, значит, и одна попытка сдать успешно экзамен. А для этого нам надо хорошо уметь составлять тексты-рассуждения, то есть писать сочинение.
II. Актуализация знаний о составных частях и темах итогового сочинения
- Предлагаю повторить наши знания о тексте-рассуждении.
- Из каких частей он состоит?
- Что мы знаем о темах для итогового сочинения? (Все темы, а их около полутора тысяч, сгруппированы в разделы) (разделы на слайде)
Давайте обратим внимание на первый раздел тем для итогового сочинения - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
С какими понятиями связаны понятия духовности и нравственности? (Конечно, это мораль, добро, человеколюбие….)
- Об одном из них мы сегодня и поговорим.
III. Работа с темой сочинения.
Посмотрите на высказывание Бетховена «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме ……» Как вы думаете, какого слова не хватает?
Как вы понимаете, что такое доброта?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ДОБРОТА - … (на слайде)
Задание 1. Давайте продолжим работу с понятием доброты. «Наведи порядок» Вам необходимо распределить слова на синонимы и однокоренные слова. (на слайде слова перемешаны)
Синонимы: сострадание, милосердие, человечность, человеколюбие, отзывчивость, сердечность, участливость
Однокоренные слова: добро, добродушный, доброжелатель, доброволец, добросовестный, добряк, добротный
Задание 2 Продолжая разговор о доброте, перейдем к русской литературе.
Для начала обратимся к устному народному творчеству. Тема добра здесь одна из главных. Сейчас посмотрите на пословицы, ваша задача - добавить недостающие слова (пословицы на слайде)
Жизнь дана на …….дела.
..…… дело без награды не останется.
Истинное ……. Всегда просто.
За доброе жди …., за худое - ….
- В какой части сочинения нам могут понадобиться знания пословиц?
Задание 3.
Приступаем к следующему заданию. Вы заранее разделились на четыре группы. Ваша задача сейчас выбрать одну из тем первого раздела, которые так или иначе связаны с добротой, и сформулировать тезис. Помните, что тезис – это то, что вы будете доказывать. Он может состоять из определения основного понятия темы и общего ответа на поставленный вопрос. В формулировании понятия вам могут помочь те синонимы и однокоренные слова, с которыми вы работали.
Почему человек должен быть добрым?
Может ли доброта принести человеку разочарование?
Нужно ли сдерживать в себе доброту?
Как человек может воспитывать в себе доброту?
Кого можно назвать добрым человеком?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Какими качествами обладает добрый человек?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
Что может сделать человека добрее?
(Группы представляют результаты своей работы)
А теперь попробуем подобрать аргументы вашим тезисам.
Задание 4. Прочитайте тексты-аргументы из литературных произведений, узнайте автора и название произведения (смотрите в слова для справок) (аргументы даны группам на карточках, также тексты выводятся на слайдах)
1. Вспомним рассказ ______________________________, в котором
говорится
о маленьком мальчике-сироте. Его воспитывает бабушка. В послевоенные годы жилось трудно, и мечтой всех деревенских мальчишек был вкусный «пряник конём». Бабушка была строгая, воспитывала внука в труде. Пряник нужно было заработать: набрать земляники для продажи. Главный герой идёт на обман, но бабушка прощает его, потому что верит в него. Она понимает, что мальчик сожалеет о своём поступке. Доброта бабушки и прощение сделали то, что не сделало бы самое страшное наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника».
2. _____________________в своем произведении _____________________ рассказывает о молодой учительнице Лидии Михайловне, которая помогала своему ученику, узнав о его бедственном положении. Она старалась избавить его от одиночества, поддержать. Благодаря учительнице герой узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Писатель говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет выгоды. Добро может передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого пришло.
3. Героиня рассказа _________________________________________- по-настоящему добрый человек. Каждый ее поступок совершается от всего сердца. _____________ – искренняя и совершенно бескорыстная женщина. Героиня никогда не просила платы за свою помощь. Она привыкла помогать другим людям, являться необходимой для всего общества. Чужие жизни для _____________ были важнее собственной. Несмотря на все жизненные трудности и беды на своем пути, героиня не озлобилась на весь мир, наоборот, она всячески помогает каждому своему знакомому. К сожалению, доброту ______________ никто никогда не ценил. Она благородно отдает последнее, что у нее имеется, в результате чего погибает под поездом. Теперь село осталось без праведника, как автор называет ___________. Именно она была чище всех жителей села, именно она превосходила их в нравственном плане. Доброта одной лишь _______________ способна изменить целый мир.
4. К примеру, из литературы нам известен такой персонаж, как __________. Его люди считали себе не ровней, потому что он ходил в ветхой одежде, скудно питался, на обиды и удары не отвечал, поэтому его обижали все, кто хотел сорвать своё зло на нём. Но, когда __________ умер, то все узнали, что все свои деньги он долгие годы отдавал на воспитание и обучение девочки-сироты, поэтому он был таким бедным. Люди увидели доброту и бескорыстность_________, а чтобы они не забывали его доброту в их город приехала повзрослевшая девочка-сирота, которую опекал________. Она выучилась на врача и стала лечить людей бесплатно.
5. Вспомним _________, героя рассказа ______________________________. Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за _________, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.
Для справок:
1. Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор», героиня – Матрена
2.Максим Горький «Старуха Изергиль», Данко
3. Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»
4. Валентин Распутин «Уроки французского»
5.Андрей Платонович Платонов «Юшка»
- Какие еще произведения, на ваш взгляд, можно использовать в качестве аргумента по выбранной вами теме?
Молодцы. А мне хотелось бы показать вам фрагмент произведения, который, на мой взгляд, также можно использовать в качестве аргумента, например, на тему «Кого можно назвать добрым человеком?» (Транслируется фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» https://www.youtube.com/watch?v=hhpGqpCCP84&embeds _euri=https%253A%252F%252Ftheocrat.ru%252F&feature=emb_im)
Так какого же человека, по мнению Иешуа, можно считать добрым?
Подумайте и запишите, какие аргументы вы возьмете в качестве доказательства своего тезиса.
Задание 5 Давайте вспомним с вами виды заключений.
Заключение – вывод;
Заключение – призыв;
Заключение – выражение надежды;
Заключение – цитата.
(Ученики должны дать краткую характеристику каждому виду заключений)
Подумайте, какой вид заключения подойдет именно вашей теме, попробуйте написать заключение.
IV Поведение итогов урока
Итак, мы с вами сегодня в очередной раз вспомнили структуру итогового сочинения, постарались раскрыть понятие «доброта» и подобрать аргументы из литературы.
V Домашнее задание. Дома ваша задача – завершить работу над сочинением на выбранную тему.
VI Рефлексия
Выберите, пожалуйста, тот смайлик, что соответствует вашей готовности к итоговому сочинению.
А также пройдите небольшой опрос по готовности к сочинению, отсканировав QR-код:
А завершить урок мне хотелось бы следующим высказыванием.
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
Толстой Лев Николаевич
Библиографический список
1. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой - М.: Детская литература, 2010.
2. Великие мысли великих людей. XIX - XX век – М.: Рипол Классик, 2021.
3. Горький М. Старуха Изергиль / Горький М. Избранные рассказы – М.: Детская литература, 1998.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Русский язык, 1989.
5. Платонов А. П. Юшка / Платонов А.П. Рассказы – М.: Детская литература, 2018.
6. Распутин В. Г. Уроки французского – М.: АСТ, 2022.
7. Солженицын А.И. Матренин двор / Солженицын А.И. Матренин двор: рассказы - М.: Детская литература, 2010.