НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шутова А.С., Кузнецова Ю.А. Познавательный досуг «День народного единства»

Библиографическое описание:
Шутова А.С., Кузнецова Ю.А. Познавательный досуг «День народного единства» // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Цель: формирование знаний детей о государственном празднике.

Задачи:

· Обучающие: формировать у старших дошкольников понимание принадлежности к русскому народу и России как единой Родине всех проживающих на её территории людей.

· Развивающие: создать условия для активного участия и творческого самовыражения детей в обстановке общенародного праздника.

· Воспитательные: воспитывать уважительное отношения к символике Российской Федерации. Продолжать формировать чувства дружбы и взаимопомощи.

Предварительная работа: беседа с детьми о Родине, родном крае, о государственной символике и праздниках. Разучивание стихов, песен, танцев, подвижных игр и хороводов к празднику.

Оборудование: флаги, презентация, валенки, клубочки, 2 гимнастические палки, 2 коврика, аудиозаписи.

Ход мероприятия

Под песню «Родина моя» (муз. Д. Тухманова) дети входят в зал.

Педагог: Ребята, сегодня у нас праздник, который посвящен нашей Родине. 4 ноября наша страна отмечает праздник - День народного единства.

Мы живем в самой большой и красивой стране на свете, в России. Во все времена русский народ любил свою Родину, слагал о ней песни, стихи, пословицы, во имя родной страны совершал подвиги. В русском языке есть много добрых и хороших слов, которые вызывают у нас чувство гордости и любви. Эти слова: дом, Отечество, Россия, родная страна. Ребята, а вы знаете, что обозначают эти слова? (дети отвечают)

А что такое Родина расскажут…

Ребенок 1: Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском.

Наши праздники и песни, теплый вечер за окном.

Ребенок 2: Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем.

И под небом синим-синим флаг России над Кремлем.

Ребенок 3: Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем.

И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

1.Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

«Круг» Взявшись за руки, образуют круг; движение по часовой стрелке. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцующие идут простым шагом.

2.Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

«Улитка» Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности. Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения.

3.Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

Теперь «развиваем» «Улитку». Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.

4.Срежу я берёзы три пруточка,

Сделаю из них три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

5.А четвёртую балалайку,

А четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

«Ворота» Ведущий, и за ним идущий, поднимают руки вверх, образуя «ворота», все с разъединенными руками проходят по одному под руками и расходятся через одного направо налево в обход. Обе линии встречаются, берутся за руки, поднимают руки, «ворота 2».

6.Стану в балалайку я играти.

Стану в балалайку я играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

Из полукруга, в центре которого «ворота 2», Ведущие, стоящие по бокам, проводят, каждый свою сторону. под «ворота 2». Центровые, не разрывая руки, проворачиваются под руками. Ведущие округляют линию, образуя полукруг. Поклон.

Педагог: Но не всегда Россия была сильным, единым, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет тому назад вражеские нашествия разорили страну до тла. Русская земля была занята врагами. Но люди не хотели мириться с гибелью своего государства. И среди русского народа нашлись 2 мудрых человека. Один из них был выходец из простого народа, его имя Кузьма Минин, другой – князь Дмитрий Пожарский. Они обратились ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет, поможем Родине святой!» и стали собирать народ в войско. Храбро сражалось войско и победило лютого врага. Вскоре и вся русская земля была освобождена от иноземных захватчиков. Так в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. А за героизм, за мужество и отвагу на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому.

Ребята, а среди вас есть сильные и ловкие? Давайте проверим. Выходите, богатыри, померяйтесь силушкой.

Игра «Самый сильный» (2 гимнастические палки, 2 ребенка, 2 коврика)

На коврики приглашаются мальчики, они садятся напротив друг друга и перетягивают гимнастическую палку каждый на себя. Побеждает сильнейший.

Педагог: День народного единства – это и праздник единства всех людей почти ста девяноста национальностей, проживающих на территории нашей страны. Россия многонациональная страна в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты и т.д. Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.

Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – черкеску носит, другой надел халат.

Один рыбак с рождения, другой – оленевод.

Один — кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним – милее осень, другим милей – весна.

А Родина Россия у нас у всех одна!

Педагог: Все мы разные, но нас многое объединяет! Например, дети всех народов любят играть! Вы любите играть? Сейчас мы посоревнуемся, поиграем, свою силу, удаль покажем.

Игра «Кто быстрей»

(дети делятся на 2 команды. Дети бегут в одном валенке. Оббегают конус, бегут обратно и передают валенок следующему. Выигрывает команда, которая быстрее закончит эстафету.)

Педагог: Ребята мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина. А вы знаете название столицы нашей родины?

А какие вы знаете символы России? Я сейчас вам про них загадаю загадки.

1: Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ответ: Герб)

2: Здесь родился, живешь,

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (ответ: Родина)

3: У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг-

С ветром гонит прочь тревоги

Бело – сине – красный … (ответ: Флаг)

4: Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна

Гражданин, отбросив всё

Стоя слушает её. (ответ: Гимн)

Детям предлагается прослушать Гимн Российской Федерации (композитор А.В. Александров, автор текста С.В. Михалков)

Педагог: Наша русская земля - большая и прекрасная. Много в нашей России удивительного: необыкновенная природа, красивые города, а еще наш народ очень трудолюбивый и славился он народными промыслами.

Педагог: С давних времён даже самые маленькие девочки занимались рукоделием. Они умели обращаться с прялкой – пряли пряжу, скручивали её в нитку и сматывали в клубочки. Приглашаем и мы сейчас девочек, пусть покажут, какие они ловкие и рукодельные.

Игра «Клубочки»

(4 девочки встают парами лицом друг к другу. Побеждают те кто быстрее замотает клубочки)

Педагог: А теперь ребята, давайте возьмемся за руки, образуем большой круг и скажем вместе добрые слова:

Здравствуй, мир. (руки наверх) Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх) И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо) А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы) И здесь друзья! (вправо и влево)

Педагог: Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины. Вместе мы непобедимы!

Флешмоб «Россия – мы твои дети».

(из репертуара группы «Волшебники двора»)

Педагог: Сегодня мы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов.

И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Литература:

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп.-СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.-304 с.
2023