Актуальные вопросы начального общего образования

Никитенко Н.И., Четверикова А.И. Формирование у младших школьников навыков выразительного чтения через дидактические игры

Библиографическое описание:
Никитенко Н.И., Четверикова А.И. Формирование у младших школьников навыков выразительного чтения через дидактические игры // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

С первых дней пребывания ребенка в школе, т. е. в период обучения грамоте, учитель должен в увлекательной форме организовать отработку навыков осмысленного и выразительного чтения. Качественным источником совершенствования процесса обучения чтения является игра.

Но для того, чтобы учитель мог применять игры успешно, он должен хорошо знать, что каждая игра, даже дидактическая, имеет свою логику. Она развертывается в условной, воображаемой ситуации для развития игрового сюжета. Именно те ученики, которые были наименее склонны к серьезной и систематической тренировке в технике чтения смогут преодолеть первые технические трудности чтения через игру. Игра расширяет кругозор детей, способствует развитию правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; способствует совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами).

Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами

1. Игра «Слова-матрешки»

Расширение поля зрительного восприятия, развитие внимания, формирование навыка чтения, активизация и обогащение словаря.

Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них. Следующий этап - найти слова в сплошном наборе букв, прочитать в нём короткие предложения.

(бусы, гроза, чайник, снегирь).

· стол (в) - ствол.

· заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово:

лист (лифт), корона (ворона), город (горох).

· найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».

2. Вставка букв

Цель: формирование навыка чтения, развитие звукового анализа, формирование понятия о смыслоразличительной роли буквы, получаем разные слова

· Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА.

· Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, _ОДА, _ОДА.

· Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот (р) - крот, стол (в) - ствол.

· Найти в предложении слова, различающиеся одной буквой:

«Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».

· Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них.

__руг д__озд __венит __стреча

д__уг др__зд з__енит вс__реча

др__г дро__д звен__т вст__еча

дру__ дроз__ звени__ встр__ча

· Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.

3. Составление слов из букв

Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву (в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание, отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв.

Например; Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

4. Шифровки (Д/и «Разведчики»)

Задания, которые позволяют упражнять не только в звукобуквенном анализе, но и развивать внимание.

Инструкция: послушайте слово, определите, есть ли в нем звуки – С, - Ш.; запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша - С1ш3, шестой - ш1с3 и т.д.

Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения

1. Работа по слоговым таблицам

Способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память. Ребенок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам.

2. Составление слов из слогов

Используется занимательный дидактический материал для отработки навыка многократно. Учащимся предлагается найти и соединить флажки так, чтобы получились слова и дополнительные задания:

· Сколько флажков находится вверху? Сколько внизу?

· Назовите орфографические правила, которые встречаются в словах.

3. Подбор слов на заданный слог (или с данным слогом)

Задание на активизацию словаря и развитие навыка слогового анализа. Очень нравится детям в форме соревнования (кто больше?). Более сложный вариант задания: придумать слово на данный слог, в котором уже определено число слогов. Например, за… (2) - замок, забор; ку… (3) - кукушка, курица, купался.

Дидактические игры

1.“Слоговое домино»

Игра на составление слов из слогов, представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов. Облегченный вариант: кроме слогов на карточках присутствуют картинки, так же, как и слова разрезанные пополам. Усложнённый вариант: без картинок, слова составляются только правильным подбором слогов.

2.«Слоговые кубики»

Кубики, на гранях которых половинки картинок и слоги, из которых складываются названия картинок. При правильном составлении слов получаются цельные изображения предметов по тематическим группам (овощи, животные)

Упражнения для развития техники чтения

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв.

8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18. «Фото глаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай»

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

3.Чтение скороговорок.

4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

8.Чтение одного предложения с разной интонацией.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.

12.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).

15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

16.Чтение по ролям.

17.Чтение по ролям без слов автора.

18.Инсценирование.

19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2.Озаглавливание текста.

3.Деление текста на части, составление плана.

4.Определение темы текста, главной мысли.

5.Определение типа текста.

6.Подбор иллюстрации к тексту.

7.По иллюстрации определить содержание текста.

8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

11.Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя,

в 3-4классах - самостоятельно.

16. Составление кроссвордов по тексту.

17. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

18. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

19. Подбор загадок к словам из текста.

20. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

21. Составление ребусов к словам из текста.

При подготовке к уроку предлагаем выбрать из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отметить это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать. Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов. Результат очень важен, так как умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения младших школьников в дальнейшем, а также играет большую роль в процессе межличностного общения в жизни.

Библиографический список

1. Горбушина Л.А.Обучение выразительному чтению младших школьников. М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

2. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.“АРКТИ”, 1999

4. Черноморов А. И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов. М.: Дана, 2000 388с

5. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004 с.70

6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2010

7. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
2024