Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тихонова И.А. Проект «Пластилиновая страна» как одна из форм организации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Для современной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы активные формы обучения являются актуальными и перспективными. Я считаю, что одной из таких форм является проектная деятельность школьников, которая открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет учить детей самостоятельной поисковой работе, повышает мотивацию к обучению, прививает интерес к предмету.
Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».
Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса.
Цель организации проектной деятельности на уроке - формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.
Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач. Во-первых, необходимо обучить учащихся умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности. Во-вторых, работать над формированием таких личностных качеств, как мышление, воля, творческие способности, мотивы деятельности. В третьих, создавать картину мира, адекватную образовательной программе и уровню знаний учащихся.
Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Проектная деятельность в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Она, прежде всего, ориентирована на психофизические возможности обучающихся с интеллектуальными недостатками и на коллективную деятельность. Коллективная деятельность в данной школе имеет большое значение. Ребенку с нарушением интеллекта очень важно научиться общаться с окружающими его людьми. Умение выразить свои желания, нужды, попросить о помощи поможет ему войти в общественную жизнь. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. При организации проектной деятельности учителю необходимо учитывать подготовленность обучающихся к данному виду деятельности, интерес школьников к проблеме проекта, практическую направленность, значимость и осуществимость проекта.
Из всего многообразия проектов, чаще всего в 6 классе при изучении начального курса физической географии я использую практико-ориентированные. Проект «Пластилиновая страна» один из способов организации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы.
Темы уроков, на которых возможно применение «Пластилиновой страны» каждый педагог может определить самостоятельно. Я использую его при изучении таких тем, как «Формы и размеры Земли», «Вулканы», «Реки», «Озёра», «Берег моря», «Солнечная система», «Горы», «Водохранилище». Успешное применение любой педагогической технологии на уроках подразумевает то, что дети имеют определенные знания, навыки и умения. Поэтому первый этап применения проектной технологии – обучение детей.
Обучение происходит на этапе урока «Изучение нового материала».
Оборудование: пластилин, тетради, таблица по теме урока, учебники географии 6 класса для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.
Задачи проектной деятельности и этапы работы:
1) Обучение планированию. Обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы. На этом этапе обучающийся определяет и записывает в тетрадь тему проекта, цель, задачи, источники получения информации, составляет план реализации.
2) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов. Обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать. На этом этапе обучающийся из учебника выбирает информацию.
3) Умение анализировать. У обучающегося формируется креативность и критическое мышление. На этом этапе он придумывает модель, изготавливает её.
4) Умение составлять письменный отчет. Обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии. На этом этапе он в тетради описывает пошагово работу над проектом, составляет краткое описание своей работы.
5) Формирование позитивного отношения к работе. Обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы. На этом этапе обсуждаются условия получения хорошей оценки за проект. К критериям оценки относятся креативность, аккуратность, выполнение проекта в срок и в полном объеме.
Надо понимать, что для обучающегося специальной (коррекционной) общеобразовательной школы действия, выполняемые на каждом этапе, зависят от его индивидуальных способностей. Действие может быть выполнено самостоятельно, либо с частичной помощью педагога, либо полностью под руководством педагога.
Исходя из готовности обучающихся к самостоятельному выполнению проекта, перехожу к следующим действиям. При получении подробной инструкции выполнения проекта, обучающиеся получают задание на дом - подготовить проект. Проект готовят под руководством воспитателя группы продлённого дня или с помощью родителей. На уроке представляют его.
Далее при изучении тем из списка «Пластилиновой страны» некоторые обучающиеся могут самостоятельно изучить тему, изготовить модель. Под руководством педагога подготовить презентацию и на уроке во время изучения нового материала представить проект.
Далее при итоговых повторениях к концу четверти или учебного года обучающиеся самостоятельно выбирают тему своего проекта и выполняют его, по необходимости обращаясь за помощью к педагогу или однокласснику.
Карточка проекта:
1. Автор проекта
2. Тема
3. Цель
4. Описание этапов реализации проекта
5. Демонстрация и защита проекта
При применении проекта «Пластилиновая страна» легко можно наблюдать, как у обучающихся происходит формирование навыков проектной деятельности. Если при подготовке первых проектов дети изготавливали модель и не могли защитить его, то к концу учебного года проекты были с полноценной презентацией.

Библиографический список

1.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – С.175
2. Байбородова Л.В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
3.Васильев В.К. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9. - С.177-180.
4.Кадыкова О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно - исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
2019