Цель. Обобщить знания детей о дружбе. Задачи: - учить оценивать поступки с позиции нравственных представлений; - учить согласовывать числительное с существительным; образовывать прилагательное от существительного; - закрепить знания сказок; - формировать умение пользоваться ножницами; вырезывать округлые формы с использованием трафарета; -формировать умение контролировать себя; -формировать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, побуждать к добрым поступкам; -формировать правила культурного поведения со сверстниками; -развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение; - воспитывать доброжелательное отношение к людям. Ход занятия. Воспитатель: Добрый день! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите, что вы рады его видеть. А теперь скажем: «Всем, всем добрый день!». Как вы думаете, что такое дружба? Есть ли у вас друзья? Зачем нам нужны друзья? С кем можно дружить? Каким должен быть настоящий друг? С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется? Воспитатель: «Дружба» — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Друзья — это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба - это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки). Игра « Подари улыбку» Воспитатель: Вам нужно по очереди передавать смайлик (большой улыбающийся) своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …..(какой?) и называть качество соседа». Воспитатель: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые. Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка. А вы знаете, что есть остров Дружбы? Интересно там побывать? На острове живёт Фея Доброта. Сейчас я ей позвоню и спрошу можно ли нам посетить остров дружбы. ( Звонит). А на чем же мы туда отправимся? А вы летали когда-нибудь на облачке? Хотите, полетим все вместе на облаке? Игра Вставай в чудесный круг (встают плечо к плечу на «облако») Я твой друг и ты мой друг (прижать к груди, положить на плечи детей) Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо) И друг другу улыбнитесь. Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх) Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук) И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди) С этим лучиком в груди, ты на мир ясней гляди. -Вот мы и на острове. На острове детей встречает Фея Доброта. Фея. -Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся. Меня зовут Фея Доброта, а как вас зовут? (дети называют своё имя, накладывая ладони друг на друга). Скажите, а у вас есть друзья? Вот вам волшебная палочка, к кому в руки попадёт, тот называет имя друга. - Скажите, а с чего начинается дружба?..с улыбки, знакомства, встречи… -Какие можно сказать слова, чтобы утешить друга?.. - А какие слова могут обидеть друга?.... Фея приглашает детей сесть на коврики. - Предлагаю поиграть в игру «Умение контролировать себя» (рука в кулак, большой палец вверх, когда все поднимут, взрослый говорит «раз, два, три», дети отвечают все вместе шёпотом). Игра « Какой человек?» - Если человек делает добро, какой он? - Этот человек добрый. -Если человек проявил смелость, отвагу, какой он? - Этот человек смелый, отважный. - Если человек делает зло, какой он? - Этот человек злой. - Если человек ленится, какой он? - Этот человек ленивый. - Если человек веселится, какой он? - Этот человек весёлый. Игра «Противоположности» (антонимы) с использованием мультимедиа. ФКМ: «Оздоровительный массаж» Игра « Сосчитай друзей» 1-9 ( Фея раздаёт детям цифры, у неё 1; согласование числительного с существительным: у меня 3 друга,…5 друзей) Фея Доброта: дети, у меня тоже есть верный настоящий друг, сейчас я вас с ним познакомлю. Знакомьтесь – это Сказочник. ФКМ: дети встают в круг, берутся за руки Круг широкий вижу я- Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём налево, А затем пойдём направо. В круг поменьше соберёмся, А затем назад вернёмся. Улыбнёмся, подмигнём, Игру новую начнём. Игра-представление ( разыгрывание ситуации) - Петь, а Петь, ты такой сильный, крутой. Давай дружить, а? - А что ты мне за это дашь? - А я, а я … я тебе фантик дам. - Нужен мне твой фантик, ты мне лучше бинокль дай, тогда посмотрим. - Хорошо, я завтра принесу. - Ну, тогда завтра и дружить с тобой буду. – Скажите ребята, можно ли дружбу купить? Дети рассуждают. Игра « Угадай, из какой сказки?» ( нужно из сказки героя и его друга: Чебурашка – Гена, дядя Фёдор – кот Матроскин и Шарик, Карлсон – Малыш, Ёжик – Медвежонок, Заяц – Петушок, Винни Пух - Пятачок ) Пальчиковая гимнастика: «Теремок» На поляне теремок (ладони домиком) Дверь закрыта на замок ( пальцы в замок) Из трубы идёт дымок (поочерёдно пальцы колечками) Вокруг терема забор ( руки перед собой, пальцы растопырены) Чтобы не забрался вор (щелчки каждым пальцем) Тук-тук-тук (кулаком по ладони) Открывайте широко (руки в стороны) Я- ваш друг ( ладони сомкнуты поперёк). Сказочник: дети, предлагаю на память об острове дружбы изготовить цветок дружбы, согласны? Продуктивная деятельность «Цветок дружбы». Дети вырезают по одному лепестку, на лепестке пишется качество, присущее друзьям. Лепестки прикрепляют к серединке. Во время детской деятельности Звучит песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» Пора возвращаться в д/с, где наше облачко. Пока летим, поиграем Воспитатель: Вы знаете, какими должны быть настоящие друзья.. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Игра Будем крепко мы дружить? Да-да-да! Нашей дружбой дорожить? Да-да-да! Мы научимся играть? Да-да-да! Другу будем помогать? Да-да-да! Друга нужно разозлить? Нет-нет-нет! А улыбку подарить? Да-да-да! Друга стоит обижать? Нет-нет-нет! Ну а споры разрешать? Да-да-да! Чай с друзьями будем пить? Да-да-да! Будем крепко мы дружить? Да-да-да! - Встали в круг, взялись за руки. Воспитатель: Ярче солнечных лучей Дружба в целом свете Ведь с друзьями веселей На любой планете.