Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf
Аннотация. Программа содержит материалы из опыта работы по комплексному психолого-педагогическому сопровождению учащихся начальной школы, разработанной специалистами на основе анализа типичных учебных трудностей неуспешных в учебной деятельности младших школьников.
Программа предназначена педагогам-психологам, учителям, социальным педагогам образовательных учреждений, центров психологической поддержки и реабилитации детей.
Пояснительная записка
Одна надежда может поднять дух,
Одна секунда может стоить рекорда,
Одна жизнь может изменить мир,… И одно слово может начать Движение.
В начальную школу приходят разные по уровню развития и подготовленности к обучению учащиеся. Учатся они не одинаково: одни схватывают все на лету, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия. В школе встречаются учащиеся, которые в силу индивидуальных психофизических особенностей не справляются с учебной программой, а учебные требования для них непосильны.По данным специалистов, из-за чрезмерного темпа и объема программного материала у учащихся рассматриваемой категории снижается учебная успеваемость. Слабая успеваемость, становится существенным фактором для отрицательного отношения к такому ученику со стороны одноклассников. Постоянными спутниками таких учащихся становятся тревожность, чувство неуверенности в себе. Постоянные негативные переживания приводят к агрессии или к депрессивным расстройствам.
Сегодня, значимым становится полноценное развитие каждой личности в максимально возможном диапазоне её индивидуальных психологических ресурсов.
Разработанная программа составлена на основе требований к результатам освоения начальной образовательной программы ФГОС НОО.
Целью программы является: способствовать формированию поэтапной организации психолого-педагогической реабилитации неуспешных учащихся.
Задачи:
1. Организовать проведение занятий в активных формах, направленных на развитие коммуникативных универсальных действий.
2. Создать условия для индивидуальной и групповой работы с неуспешными учащимися для их дальнейшего личностного роста.
3. Способствовать развитию личностных качеств обучающихся в процессе занятий, настойчивости в получении конечного результата.
4. Способствовать приобретению навыков организации учебной деятельности на уроках.
Новизна программы заключается в том, что с неуспешными учащимися проводятся нетрадиционные занятия, которые направлены на достижение личностных результатов.
Структура программы. Программа включает в себя следующие этапы:
1-й этап - поиск предпочитаемых учащимися каналов взаимодействия с окружающим миром, развитие образной сферы – умения мыслить образами, проявлять самостоятельность и творчество в создании образов.
2-й этап - восстановление доверия к миру через принятие себя.
3-й этап - развитие познания и эмоционально-волевой регуляции деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации деятельности.
4-й этап - оказание помощи самими младшими школьниками, другим ребятам, находящимся на предыдущих этапах реабилитационного процесса.
Авторская программа ориентирована для учащихся 1 - 4 классов. Каждый этап приходится на одну четверть, занятия построены по принципу усложнения материала, с учетом возрастных особенностей.
Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание занятий, методическое пособие с занятиями, список литературы для педагогов.
Учебно-тематический план
№
Название этапов
Часы
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Поиск предпочитаемых учащимися каналов взаимодействия с окружающим миром, развитие образной сферы – умения мыслить образами, проявлять самостоятельность и творчество в создании образов.9
1
8
2
Восстановление доверия к миру через принятие себя.7
2
5
3
Развитие познания и эмоционально-волевой регуляции деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации деятельности.10
3
7
4
Оказание помощи самими младшими школьниками, другим ребятам, находящимся на предыдущих этапах реабилитационного процесса.8
2
6
Итого:34
8
26
Примерное содержание занятий
1 этап - I четверть
Занятие 1 «Игры на знакомство».«Давай-ка познакомимся», «Хоровод знакомств», «Здравствуйте!», «Счет», «Почтальон».
Занятие 2 «Разрезные картинки».
Игра «Снежный ком», «Импульс». Упражнения, направленные на работу с телесными установками. Пальчиковая психогимнастика. Задание - разрезные картинки.
Занятие 3 «Сказочное животное».
Упражнения «Поздоровайся как…», «Три животных», «Кто больше знает?». Игра «Да - нет», «Новые названия». Беседа «Сказочные животные». Рисуночный тест «Несуществующее животное».
Занятие 4 «Графическая музыка».
Игра «Добрый день!», «Молекулы». Упражнения, направленные на работу с телесными установками. Задание – «Графическая музыка».
2 этап – II четверть
Занятие 1 «Самопрезентация».Игра «Горячий стул», «Чей голосок». Дыхательные упражнения. Пальчиковая психогимнастика «Дружба».
Занятие 2 Тренинг «Необитаемый остров».
Занятие 3 «Мои особенности».
Игра «Сам о себе», «Гляделки», «Мои слабые и сильные стороны». Подвижная игра «Тутти-фрутти». Притча «Ворон и павлин».
3 этап – III четверть
Занятие 1 «Страхи в домиках».Игра «Страна Трямляндия». Диагностический тест «Страхи в домиках». Упражнение «Испугай свой страх». Упражнение на релаксацию «Воздушный шарик».
Занятие 2 «Разноцветные миры».
Упражнение «Похожи-не похожи», Упражнение «Сказка о том, как появился разноцветный мир». Задание «Рисование мира».
Занятие 3 «Классификация понятий».
Игра «Имя + прилагательное». Задание «Строим дома», «Сделай по-другому». Тест «Классификация понятий».
4 этап –IY четверть
Занятие 1 «Ценности жизни».Игра «Узелок». Задание «Неоконченные предложения». Упражнения «Мои жизненные ценности», «Журнал успеха», «Спасибо за прекрасный день», «Хрустальная вода».
Занятие 2 «Дневник взросления».
Упражнения «Красная тряпка», «Восковая палочка». Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Упражнение «Это я».
Методическое пособие к программе.
В данном пособии представлены примерные методические занятия по теме: «Программа психолого-педагогической реабилитации неуспешных в учебной деятельности младших школьников» с учащимися 1 - 4 классов. Занятия прошли апробацию в образовательных учреждениях г. Хабаровска (2014-2017 учебные года).Рекомендации по содержанию и проведению занятий
I четвертьЗанятие № 1 «Игры на знакомство»
Цель: создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Задачи:
- развивать координацию движений
- повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье учащихся
- развивать навыки общения, умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы
- развивать быстроту реакции
Тип: практическое занятие с двигательными элементами.
Ожидаемые результаты:
-Метапредметные результаты: освоение начальных форм личностной рефлексии;
-Личностные результаты: развивать способность учащихся к саморазвитию.
Ход занятия:
1. Знакомство. Ритуал приветствия.
Игра «Давай-ка познакомимся»
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку при этом, снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» и т.д.
Основная часть. Постановка проблемы, определение цели занятия.
2. Игра «Хоровод знакомств»
Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами: «Мы по кругу ходим-ходим, Познакомиться хотим. Стоят лишь те, кого зовут... (Сережа), Ну, а мы с Вами - сидим». После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.
Игра «Здравствуйте!»
Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет за кругом и задевает одного из игроков. Водящий игрок и которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
Игра «Счет»
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и ладошками. Все дети стоят в кругу, рассчитываются. Во время первого похлопывания по коленкам (дети чуть наклонились) говорят вслух все вместе: «Первый, первый» и хлопают в ладоши: Раз, два, три. Повторяют: «Первый, первый» и хлопают в ладоши: Раз, два, три. Во время третьего похлопывания, повторяют: «Первый, первый» и называют любое число, которое есть в круге, при этом, не сбиваясь с ритма. Желательно во время называния другого числа смотреть на адресата (участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса).
Игра «Почтальон»
Дети делятся на 2 команды. 1-ые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников). На обратной стороне написано имя адресата из другой команды. Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!» Затем он отправляется за очередным письмом. Выигрывает самая быстрая команда. Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.
3. Рефлексия эмоционального состояния. Учащиеся выбирают из имеющихся картинок «мордашки», которые соответствуют их настроению в конце урока.
Занятие № 2 «Разрезные картинки»
Цель: формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Задачи:
- развивать познавательные способности: память, внимание, мышление;
- формировать умения учащихся правильно выполнять дыхательные упражнения;
- оптимизировать и стимулировать общий тонус тела;
-стабилизировать и активизировать энергетический потенциал организма.
Тип: практическое занятие с элементами диагностических заданий.
Дидактический материал: конверты на каждого ребенка с разрезными деталями, индивидуальные коврики.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: формировать умение планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- Личностные результаты: развивать умения выполнять упражнения самостоятельно, мотивация достижения.
Ход занятия:
1. Знакомство. Ритуал приветствия.
Игра «Снежный ком». Дети встают в круг, мяч в руках у ведущего. Ведущий передает мяч по кругу, все называют того, кто передал мяч, потом свое имя. И так по кругу.
Игра «Импульс». Дети встают в круг, взявшись за руки. Начинает игру взрослый. Передает сигнал приветствия через пожатие руки соседнего игрока. Дальше по кругу. Ждет, когда вернется сигнал рукопожатия к нему.
Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы, определение цели занятия.
2. Упражнения, направленные на работу с телесными установками [13, элементы упражнений с. 245]
Дыхательные упражнения. Дети лежат на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого делают вдох через нос, выдох через широко открытый рот.
Глазодвигательные упражнения. Исходное положение (и.п.) - лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Взрослый берет яркую игрушку и плавно водит предметом слева - направо и в обратном направлении, вверх - вниз и к носу (учащиеся водят взглядом за игрушкой). Необходимо на 3 - 4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), дети должны удерживать взгляд в этих крайних точках.
«Качалочка». И.п. - дети сидят, обхватив согнутые ноги руками, затем откатываются назад, ложась на спину, и возвращается в И.п. Во время выполнения всего упражнения ноги у ребят согнуты, и они обхватывает их руками.
«Лодочка». Учащиеся ложатся на живот, руки вытягивает вперед, приподнимает прямые ноги. По команде взрослого они должны прогнуться и покачаться в таком положении.
Ползание. Дети ползают на спине, на животе (как могут).
Массаж ладоней и пальцев. Массируют свои пальцы на руках, ладони, вращают руки в кистевом суставе по часовой стрелке и против нее.
Пальчиковая психогимнастика. «Пальчик – мальчик, где ты был?»
Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком:
«Пальчик – мальчик, где ты был?»
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв.
Вспомнить с детьми, какие геометрические фигуры они знают (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб), и нарисовать их на листе бумаги. Затем нарисовать пальцем на спине ребенка (работа по парам) одну из геометрических фигур и попросите его сказать, какая фигура нарисована. То же проделайте на руках ребенка, рисуя на обеих сторонах кисти (во время рисования на кистях рук глаза у ребенка должны быть закрыты).
3. Задание, направленное на развитие познавательных способностей.
Разрезные картинки. Учащимся выдаются конвертики с заданием, сложить ее по частям, без образца.
4.Упражнение, включающие элементы релаксации. Под музыкальное сопровождение учащиеся лежат на ковриках (отдыхают).
5. Рефлексия. Ритуал прощания. Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях, полученных в ходе занятия (по желанию).
Задание «Разрезные картинки»
Занятие № 3 «Сказочное животное»
Цель: способствовать повышению уровня развития креативности младших школьников.
Задачи:
- развитие таких качеств младших школьников, как любознательность, оригинальность, продуктивность;
- развитие творческого воображения, свободного раскрепощенного мышления;
- стимулирование творческого подхода, подготовка детей к творческой деятельности: овладение приемом «Объединение»;
- эмоциональное сплочение младших школьников.
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши, мячик массажный.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии; умение применять и преобразовывать символы, модели для решения познавательных задач; владение основами самоконтроля.
- Личностные результаты: интерес к новому содержанию и общему способу действия; мотивация достижения.
Ход занятия.
1.Разминка. Упражнение «Поздоровайся как…»
Цель: создание эмоционального настроя на занятие.
Учащимся предлагается выполнять задание в парах, сидя за партами. Затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:
– здороваться как друзья;
− здороваться носиком;
− здороваться ушками;
Упражнение «Три животных»
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия.
Учащимся предлагается записать три животных, которые им очень нравятся. Затем ведущий говорит: «Зачитываем 1 животного, кто вы в школе? 2 – животного, кто вы дома? 3 – животного, кто вы с друзьями»?
Основная часть. Постановка проблемы, определение темы и цели занятия.
2. Упражнение «Кто больше знает?»
Ведущий предлагает детям по очереди называть разных животных, используя природные стихии: вода, земля, воздух (игра с мячом). Кто не знает или повторяет уже сказанное – выбывает из игры. В конце игры остаются трое «знатоков».
Игра «Да - нет»
Ведущий задумывает животное и предлагает детям при помощи вопросов отгадать его.
Перед началом игры он подчеркивает, что животных очень много и если пытаться просто угадать, будет долго и неинтересно. Поэтому лучше задавать вопросы, указывающие на различные признаки (Летает? Домашнее? Рога есть? Хищник? и т. д.).
Чтобы дети стремились задавать только «толстые» вопросы, сужающие круг поиска, ведущий ограничивает их количество (например, не больше 15 вопросов).
Игра проводится дважды, при этом животные должны принадлежать к разным классам (например: змея, акула, олень).
Упражнение «Новые названия»
Ведущий: Ребята, когда мы называем неживые предметы, то очень часто уже по названию понятно, что это за предмет, что он делает, зачем нужен. Например: самолет – сам летает, пылесос – пыль сосет, расческа –расчесывает и т.д. Можете ли вы привести свои примеры?
А вот когда речь идет о животных, то по названию непонятно, что животное делает, где живет, чем питается, что интересного и необычного есть в нем. Вот если бы и у животных были такие же «говорящие названия», как и у предметов! И был бы тогда не «крокодил», а «плавучий острозуб»; не «жираф», а «длинношеий листоед»; не «бегемот», а «толстопузик гигантский» и т. д. Давайте попробуем придумать новые названия животным.
Для выполнения упражнения класс делится на две группы: первая – называет животное, вторая – придумывает новое название. Затем группы меняются ролями.
3. Беседа «Сказочные животные»
Ведущий: Вы сейчас придумывали названия реальным живым существам. Но животные бывают еще и сказочные. В сказках встречаются животные, которые есть на самом деле, но в сказках они разговаривают, живут в домах, работают и т.д. А бывают и необычные, фантастические животные, которых в действительности не существует. Приведите примеры таких животных и объясните, что в них необычного.
Ведущий систематизирует ответы детей и показывает, что большинство сказочных животных – это варианты объединения частей реальных существ (может изменяться также количество частей). Например:
Русалка: человек + рыба.
Кентавр: человек + конь.
Единорог: конь с рогом во лбу.
Змей-Горыныч: трехголовая змея + птица и т.д.
4. Рисуночный тест. Придумать, нарисовать несуществующее животное и дать ему название.
5. Рефлексия. Учащиеся по - желанию рассказывают и показывают своих нарисованных животных.
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Занятие № 4 «Графическая музыка»
Цель: научиться детей снимать психологическое напряжение.
Задачи:
- развивать умение при работе с мышечными зажимами;
- формировать навык управления своей эмоциональной сферой и расширять сенсомоторные способности;
- оптимизировать и стимулировать общий тонус тела;
-стабилизировать и активизировать энергетический потенциал организма.
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши, музыка, индивидуальные коврики.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: умение договариваться о распределение ролей в совместной деятельности.
- Личностные результаты: формирование установки на управление своей эмоциональной сферой.
Ход занятия.
1. Разминка. Ритуал приветствия.
Игра «Добрый день!» [17, элементы упражнений с.46]. За 1 минуту учащиеся должны поздороваться с максимальным числом детей. «Здороваться» можно соприкасаясь ладошками, руками, носами, плечами, головой, коленками, боком и т.д.
Игра «Молекулы». Дети передвигаются под музыку хаотично по классу. По команде ведущего: «Объединяемся в группы!» (по 3,4, 5 и т.д. человек), они быстро встают рядом и крепко обнимают друг друга.
Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы, определение цели занятия.
2. Упражнения, направленные на работу с телесными установками [13, элементы упражнений с. 327].
Дыхательные упражнения. И.п. – лежа на спине. По команде взрослого, делая вдох через нос, учащиеся поднимает правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, опускает руку. Затем дети выполняют упражнение, поднимая и опуская левую руку.
Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом рот детей открыт, язык поворачивается в другую от глаз сторону (глаза за предметом вправо — язык влево, глаза вверх — язык вниз, глаза к кончику носа — язык высовывается и т.д.).
«Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки за голову. По команде взрослого на вдохе дети прогибает спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе голова и руки приподнимаются так, чтобы ребенок увидел свои колени, локти к голове не сводятся.
Ползание. Учащиеся должны поползать на животе «по-пластунски»:
1) одновременно сгибаются правые рука и нога - ребенок отталкивается ими от пола, затем - левые рука и нога;
2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога - ребенок отталкивается ими, затем левая рука и правая нога.
3.Упражнение на развитие сенсомоторных способностей.
Задание «Графическая музыка» [9, с. 131].
Цель – развивать умение находить образы через восприятие музыки. Учащимся предлагается под музыку, с закрытыми глазами, в тетради рисовать линии. Необходимо делать спокойные, размашистые движения кистей руки. Когда музыка остановится, дети должны тоже остановиться. Затем дается задание, найти образ на рисунке, обвести его и разукрасить.
4. Релаксация под музыку.
5. Ритуал прощания. Проговаривание речевки:
Девчонки, до свидания! (говорят мальчики).
Мальчишки, всем пока! (говорят девочки).
Пусть завтра нас разбудит свежий ветер (говорят все вместе),
Удачи всем нам, до утра (говорят все вместе).
6. Рефлексия.
Задание «Графическая музыка»
II этап - 2 четверть
Занятие № 1 «Самопрезентация»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Задачи:
- изучить уровень развития эмоциональной сферы учащихся;
- развивать воображение, слухоречевое восприятие, мелкую моторику;
- формировать умения учащихся правильно выполнять дыхательные упражнения;
- оптимизировать и стимулировать общий тонус тела;
-стабилизировать и активизировать энергетический потенциал организма;
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
- Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Ход занятия.
1.Знакомство. Ритуал приветствия.
Игра «Горячий стул». Стул ставится перед классом, учащиеся выходят из-за парт и садятся на него перед всем классом. На стуле можно сидеть всего 1минуту, т.к. он «горячий». Предлагается детям на местах, за партой, подумать и в течение 1 минуты рассказать о себе: имя, любимое занятие, любимый цвет.
Игра «Чей голосок?». Один ребенок выходит к доске и поворачивается к классу спиной. По сигналу ведущего подходит другой ребенок к нему, называет по имени. Тот, кто стоит спиной, должен отгадать, кто его позвал.
Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы и определение цели занятия.
2. Дыхательное упражнение [13, элементы упражнений с. 288-290].
И.п. - стоя. Развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вздох носом. Затем медленно выдохнуть через рот. Во время выдоха произносить «с-с-с».
Глазодвигательные упражнения. И.п. - стоя. Ребенок следит за предметом, не поворачивая головы, язык поворачивается в противоположную от глаз сторону.
Пальчиковая психогимнастика («Дружба»).
Дружат в нашем классе,
Девочки и мальчики (пальцы обеих рук сжимаются).
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики (пальцы обеих рук сжимаются).
1, 2, 3, 4, 5,
Начинаем мы считать (Пальцы касаются друг друга верхними фалангами, начиная с первого).
1, 2, 3, 4, 5,
Мы закончили считать (Пальцы касаются друг друга верхними фалангами, начиная с мизинца).
3.Задание «Рисование двумя руками». Предложить детям на доске и в тетрадях взять в каждую руки по карандашу и нарисовать одновременно двумя руками, при этом правая рука рисует слева направо, а левая – справа налево.
4. Релаксация.
5. Рефлексия. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки кладутся в корзину (коробку), затем выборочно зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Занятие № 2 Тренинг «Необитаемый остров»
Цель: помочь учащимся в сплочении коллектива.
Задачи:
-создавать условия для психологического комфорта. Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши, мячик массажный.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты:
- Личностные результаты:
Ход занятия.
1. «Рукопожатие и поклон» (Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах).
Сейчас мы поприветствуем друг друга, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Раздаются карточки с ритуалами приветствия.
* объятие и три раза поцеловать по - очереди в обе щеки (Россия)
* легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай)
* легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия)
* легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония)
* простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия)
* потереться друг ор друга носами (эскимосская традиция).
Один из участников начинает «круг приветствия»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Затем в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого и т. д. и приветствует всех новым жестом.
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия.
Основная часть.
2. Ведущий объясняет: Капитан и два его помощника будут сейчас набирать команду на корабль для путешествия, будьте внимательны. Помощники подходят к учащимся по - очереди и говорят: «Возьми, пожалуйста (протягивает карандаш), что ты возьмешь с собой в дорогу?». Таким образом, им надо найти ребят, которые догадаются, что надо сказать «спасибо» после того, как им протягивают карандаш.
Дальше рассказывает ведущий: Вы плывете на корабле по Тихому океану. Вдруг он терпит крушение, недалеко от необитаемого острова. У вас всего пол часа, чтобы перенести необходимые вещи на плот. У ваших команд есть возможность взять с собой 6 вещей из перечисленных, чтобы обустроиться на острове и жить там, до прибытия спасателей.
1. Миски, кружки, ложки
2. Сигнальная ракетница
3. Географические карты и компас
4. Консервы мясные
5. Хоз. инвентарь
6. Канистра с питьевой водой
7. Аптечка
8. Винтовка с запасом патронов
9. Медицинский спирт
10. Шоколад
11. Золото, бриллианты
12. Большая собака
13. Рыболовные снасти
14. Туалетное мыло, шампунь
15. Теплая одежда
16. Соль, сахар, витамины
Ведущий: Огласите список вещей.
- Кто у вас будет лидером?
- Как будите распределять обязанности?
- Как будите делить съестные запасы между членами группы?
- Как будите принимать общее решение?
-Будут ли в вашей группе микрогруппы?
Ведущий: А теперь придумайте своим вещам другие предназначения и расскажите об этом.
3. Рефлексия. «Пожелание по кругу».
Ведущий: Пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.
«Я вам желаю, чтобы вы всегда с радостью шли в школу и получали большое удовольствие от своей учебы и от общения с членами коллектива»!
Занятие № 3 «Мои особенности»
Цель: определение самооценки и соотнесение ее со своим выбором.
Задачи:
- учить детей анализировать свои сильные и слабые стороны;
- развивать умение делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе;
-помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.
Тип: практическое занятие с элементами рисования.
Дидактический материал: рабочие тетради, цветные карандаши.
Ожидаемые результаты:
- Метапредметные результаты: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
- Личностные результаты: формирование уважительного отношения к другому мнению.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия.
Вопрос учащимся: С каким настроением вы пришли на занятие? Что необходимо сделать, чтобы оно улучшилось?
Игра «Сам о себе». Предлагается детям рассказать о себе что-то такое, кто в классе этого не знает (1, 2 предложения).
Игра «Гляделки». Учащиеся формируют пары, один человек садится на стул, другой встает у него за спиной. Стулья расположить по кругу. Один ребенок без пары, стоит за стулом. Задача ведущего, не поворачивая головы, только подмигивая глазом, «переманить» к себе с другого стула ребенка и т.д.
Цель – создание благоприятных психолого-социальных условий для работы в группе.
Основная часть. Постановка проблемы и определение цели занятия.
2. Беседа с учащимися о том, что все люди друг от друга отличаются. Предложить детям ответить на этот вопрос и систематизировать ответы: внешность, характер, способности, интересы. При работе в тетрадях выполняют диагностический рисуночный тест «Дерево» [12, с.132 - 136].
3. Игра «Мои слабые и сильные стороны». Работа в тетрадях. Каждый ребенок рисует у себя солнышко, пишет 1 свое качество положительное, другое – отрицательное и передает тому, кому захочет. Таким образом, когда тетрадь вернулась к хозяину, происходит анализ качеств.
4. Подвижная игра «Тутти – Фрутти». Стоя в кругу, дети по парам загадывают и называют вслух фрукты. Затем дети «перемешиваются фруктами». Ведущий стоит в центре и говорит слова: «Пришла Маша (свое имя) на базар и купила….(яблоки). Все дети, кто задумал яблоко, меняются местами, а ведущий должен успеть занять свободное место и он становится тем фруктом, на чье место встал.
5. Релаксация. Взрослый читает притчу «Ворон и павлин».
6. Рефлексия занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что узнали о себе и о других?
- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
- С каким настроением вы заканчиваете занятие?