НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Богданова И. А. Значение народных промыслов в воспитании дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


С давних времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получают дети, когда узнают о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок, в его песнях, музыке, в играх и в игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. Воспитание патриота и гражданина, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Познание и усвоение должны начинаться как можно раньше. С ясельной группы ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Эффективен путь развития художественно-творческих способностей детей в интеграции различных средств и видов художественной деятельности, а также в интеграции с другими видами искусства (музыка, театрализация).
В детском саду есть широкие возможности заниматься различными поделками. И в этой области в народном искусстве есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, учат целесообразно использовать материал. Кроме того, такие поделки удовлетворяют запросы детского воображения. Никакие готовые игрушки не способны отразить те образы фантазии, которыми ребёнок постоянно живёт. А здесь, в простом материале, он их легко претворяет в жизнь и играет потом такой вещицей, как настоящей игрушкой. Ещё одна важнейшая потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Нужно так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети должны иметь возможность свободно подойти к доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в книгах.
Роль традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Значение народных традиций и промыслов велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли, о ее культуре и обычаях, о ее многообразии и особенностях.
2020