Совсем недавно я отмечала юбилей. 55 лет! Моя добрая коллега сказала, что это показатель результативности жизни, профессионального становления. Две пятерки - это знак качества! Коллеги подарили мне фотоальбом. И я с удовольствием отбираю фотографии для его наполнения, мысленно перелистывая страницы своей жизни. Страница первая. Передо мной чистый лист. Мне вспоминается то, как я пришла в профессию педагога. Теперь уже не стыдно признаться, но мне хотелось доказать себе и всему миру, что я способна на многое, чем обо мне думали. Будучи воспитанницей детского дома, с трепетом и нежностью наблюдала за работой учителей и представляла себя в будущем на их месте. Листаем дальше … Страница вторая. Мечтая о собственном доме, я поступила в профессиональное училище города Ярославля для того, чтобы овладеть профессией Штукатур, Маляр, Облицовщик-плиточник. В воображении я уже рисовала свой уютный дом с резными оконцами, белыми отштукатуренными стенами и причудливой лепниной на потолке… Учеба давалась мне легко, мастер не раз говорил, что у меня золотые руки. Передо мной фотография, на которой я изображена с группой добровольцев по комсомольской путевке на строительстве второй очереди ТЭЦ в г. Николаевск-на-Амуре по окончании индустриально-педагогического техникума. Перелистываем … Страница третья. Меня назначили бригадиром комплексной бригады, так как по специальности я была техником-строителем и мастером производственного обучения, по всем профессиям имела 5 разряд. А у ребят строительных профессий не было. По решению администрации СУ ТЭЦ были организованы курсы повышения квалификации, где я вела занятия после рабочего дня. По окончанию строительства ТЭЦ я работала уже мастером участка, где под моим началом находились 4 бригады. Это были сложные, но интересные годы работы и учебы. На четвертой странице я разместила фотографии, связанные с работой в профессиональное училище № 12, куда меня пригласили освобожденным секретарем комсомольской организации. А далее я перешла на должность мастера производственного обучения по профессии: «Мастер отделочных строительных работ» тем более что имелся опыт работы на производстве и в организаторской деятельности. С первых дней работы мастером производственного обучения, я постоянно задавалась вопросами: «Что определяет успех человека в профессии? Как стать интересной для детей, которых учу?» Отвечала себе, расширяя свой кругозор, изучая более глубоко основы преподаваемых наук, стремилась стать мастером, создавала свою творческую лабораторию методических находок. Для детей я была руководителем - в постижении ими знаний, в создании условий для их самообразования. Успех для меня определялся степенью их успешности – в учёбе, в жизненной устроенности, в сопричастности к их успехам. Приоритетным для меня было следующее: специалист, знающий свой предмет, изучающий интеллектуальный, творческий потенциал своих учеников, умеющий строить деловое общение, формирующий стремление к постижению нового, помогает своим ученикам стать успешными. И это, на мой взгляд, правильно. Все последующие страницы альбома будут связаны с моей профессиональной деятельностью мастера производственного обучения. Свыше двадцати лет каждое утро я иду в свой любимый дом – техникум. Люблю войти в тихие, чистые коридоры, еще не наполнившиеся шумом голосов, смехом и торопливыми шагами. Это мой мир. Мир, в котором я живу! Мир, который стал близким и родным. Вот уже 20 лет я вхожу твердой уверенной походкой в этот удивительный мир успешным профессиональным мастером. Да, я знаю секрет своего профессионального успеха. Мы привыкли слышать выражение «формула успеха». Формула – это относительно чёткий порядок, последовательность операций. Успех – это уровень чувства души, когда приходит ощущение удовлетворённости, когда невозможное становится возможным. А в сочетании друг с другом имеют сложный философский смысл. Формула успеха - та грань, которая превращает счастливое стечение обстоятельств, миг удачи в закономерные успехи – успехи в жизни, в профессии. А у каждого формула успеха своя. Во-первых, необходимо быть профессионалом и любить свое дело. Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений. Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное выполнение своей педагогической деятельности. Ежегодно за помощью к нам обращаются жители города. Мы не отказываем никому, качественно выполняя любой заказ. Во-вторых, важно учитывать личностные качества. Динамизм личности педагога объясняется необходимостью выбора средств, форм, приемов коммуникации в зависимости от психологических особенностей обучающихся, их индивидуальных характеристик и уровня образованности. Социальная ситуация, в которой протекает образовательная деятельность, усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, готовой участвовать в инновационных процессах, способной к самореализации в любых проблемных ситуациях. Гибкость предполагает и гибкость такого психического процесса как мышление, умение самостоятельно переносить ранее усвоенные знания, умения в новые педагогические ситуации; видеть возникающие проблемы с разных ролевых позиций; быстро менять приемы и способы действий в соответствии с новыми условиями. Эмпатиякак профессионально важное качество педагога предполагает проникновение, сочувствие переживаниям другого человека. В плане межличностного взаимодействия и восприятия здесь важно говорить о способности эмоционально откликаться на проблемы обучающегося. В перечне профессионально важных качеств педагога коммуникабельностьзанимает важнейшее место, позволяя ему выстраивать взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса. Способность к сотрудничествув свою очередь позволяет педагогу формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия. Звенит звонок. Ко мне на встречу бегут мои ученики. Вот они, мои мальчишки и девчонки, они такие разные, их принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья, а я считаю, что это обычные дети, которым не хватило родительской ласки, любви, внимания и заботы. На их долю выпало много трудностей, рядом не оказалось надежного плеча, близкого человека, это особые дети. Я знаю, что со временем смогу подобрать к их сердцам заветный ключик. Каждый педагог на своем профессиональном пути проходит несколько этапов профессионального становления, в том числе и в области психолого-педагогической компетентности. Я нахожусь на вершине профессиональной лестницы. Я – мастер. Я – творец. Но никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Это третий критерий формулы моего успеха. Необходимо читать статьи по психологии, по теории и методике педагогической деятельности, посещать уроки коллег, определяя то значимое, что пригодится в работе. Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз даётся. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Задатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться! Сначала я должна не только отогреть душу моих обучающихся, но и обучить их профессии штукатура, маляра, облицовщика-плиточника, которая кажется им иногда такой неинтересной. Чем заинтересовать ребят? Как привить любовь к профессии? – вот те вопросы, на которые я ежедневно ищу ответы. Применяя технологию дифференцированного подхода в обучении, я предоставляю обучающемуся возможность сформировать собственные, индивидуальные, характерные лишь для него приемы работы в удобном темпе. Сегодня, с появлением новых современных технологий, мы можем не бояться, а радоваться, что ребенок сделал свою работу необычным, нестандартным способом. Я создаю такие условия, в которых моим ребятам захотелось бы работать с энтузиазмом. В начале урока я часто демонстрирую видеофильмы, вижу, как загораются глаза у ребят и как им хочется все проделать самим. Я знаю, что они будут удовлетворены своей работой. В этом мне хорошо помогает практико-ориентированный подход. Я всегда подчеркиваю важность нашей профессии. На уроке в мастерской я стараюсь «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой теме. Помогает мне в этом проблемное обучение. Тысячи «почему, как, зачем»! Разве это не здорово?! Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Я предлагаю обучающимся решить проблему. Они при этом, могут высказывать любые мнения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Я активный человек. Я люблю творить, искать, создавать что-то новое и старюсь увлечь за собой ребят. Мы вместе готовимся к праздникам, ходим в походы, посещаем выставки. Мы вместе обязательно делаем различные поделки из отходов строительных материалов. Получаются интересные картины, которые впоследствии оцениваются на городском, краевом и даже Федеральном уровне. А сколько гордости в глазах ребят, когда преподаватели благодарят нас за чудесные поделки, сделанные своими руками. Может быть, впервые в нашем техникуме они услышали слова благодарности и почувствовали тёплые материнские объятия. Безумно радуюсь этим победам, пусть даже небольшим, и учу их радоваться успехам других. В ребятах я вижу наше будущее, и мне бы хотелось, чтобы они стали счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими добиваться поставленных целей. Я надеюсь, что профессия, полученная в техникуме, поможет им в этом. Я очень хочу, чтобы каждый мой ученик получил достойное образование. Современный мастер производственного обучения – это тот, кто учит так, как этого требует время, кто быстро адаптируется ко всем изменениям и новшествам и, вопреки всем трудностям, стремится быть мастером. У техникума впереди долгий трудный путь инновационного развития с новыми достижениями. А я с уверенность смотрю в его будущее, ведь как утверждал Плиний Старший: «Как много дел считалось невозможными, пока они не были осуществлены». В моём фотоальбоме еще много страниц и я буду заполнять их самыми важными, самыми счастливыми и самыми успешными кадрами профессиональной биографии. Перелистываем следующую страницу?..