Библиографическое описание:
Луковникова Л.И. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
В современной школе учитель работает в таких условиях, когда 1) дети не читают, 2) дети мало читают, 3) дети читают не то, 4) дети читают не так. Современные дети привыкли читать короткие сообщения в интернете. Язык интернета краткий и лаконичный. В интернете наша задача – найти информацию, поэтому дети привыкают не читать, а просматривать. На длинном произведении современным ученикам трудно сконцентрировать внимание.
Сегодня читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается в качестве одной из самых важных компетентностей. Под читательской грамотностью рассматривает способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Не для кого не секрет, что чтение иноязычных текстов это один из основных источников получения информации, обогащение лексического и грамматического запаса, расширение кругозора обучающихся. На уроках при работе с иноязычным текстом у обучающихся возникают определенные трудности. Они затрудняются выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, проанализировать информацию из таблиц, прочитанного текста, перенести знания и умения из одной области в другую, не владеют навыками пересказа текста.
Обозначив для себя проблему, передо мной встал вопрос - как организовать работу на уроке английского языка, направленную на формирование читательской грамотности у обучающихся. Так, мною была создана методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности.
Как мы знаем формирование читательской грамотности на уроках английского языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
1. Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; (вставить пропущенные слова; верное и неверное предложение; составить из слов предложения; сопоставить слова с картинками;)
Прием «Ассоциации и предположения». В начале урока обучающимся предлагается определить по заголовку текста, а также по его рисункам или иллюстрациям, сопровождающим текст, о чем или о ком может идти в нем речь.
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Прием «Редактирование текста».
Раздается прочитанный текст/абзац с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Ребятам необходимо, работая в малых группах, заполнить пропуски в предложениях подходящими словами.
Другой приёмов называется у меня «ошибка». Ошибки можно делать в устном чтении, в письменном тексте, они могут быть фактическими, ошибками в написании слов, в пунктуации, это может быть вставка дополнительного слова или предложения.
2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию; (смешанные тексты)
Прием ««Пазлы»или«Реконструкция текста»
Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Ученикам предлагается составить из слов
предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности)
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. Сложение целого текста из частей. Составить два текста, озаглавить их.
3.Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте. (приемы инсерт, кластер)
На текстовом этапе работы с иностранным текстом мне очень нравится прием «ИНСЕРТ».
Что такое инсерт? Согласно Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления, инсерт – это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. Название приема представляет собой аббревиатуру: I — interactive (интерактивная), N — noting (познавательная), S — system for (система), E — effective (для эффективного), R — reading (чтения), T — thinking (и размышления). На уроках этот прием я использую следующим образом. Во время чтения учебного текста обучающимся предлагается поставить на полях различные заметки, в зависимости от того соответствует ли информация, которую прочитали обучающиеся тому, что они знают, является ли она новой, либо противоречащей тому, что они знали, непонятной для них и они хотели бы получить более подробную информацию. Делаютелая пометки в таблице, занося сведения из текста в виде тезисов.
Следующим шагом является зачитывание утверждений несколькими учениками. Таблица обсуждается по "колонкам", то есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
· В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
· Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
· Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
· В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
· Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.
Когда использовать прием Инсерт?
Прием «инсерт» можно эффективно использовать при работе с любой информацией на любом этапе урока. Лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Также в своей практике я использую приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР» или его можно назвать прием «Зашифруй текст».
Cluster. Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Технология составления:
1. Ключевое слово;
2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Возможности использования:
ü При систематизации, повторении материала;
ü При работе с текстом;
ü При повторении в начале урока;
ü При введении в тему;
ü При сборе необходимого языкового материала;
ü При контроле.
Я считаю, что использовать кластер можно на любом этапе уроке. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске (обычной и интерактивной), на компьютере и в тетради; индивидуально, в парах и в группах. Кластер можно представить в виде ромашки, солнышка, дерева, домика, паровоза и т.п.
Прием «Корзина идей». Своего рода тоже кластер. Как Я использую данный прием на своих уроках английского языка: Детям предлагается вспомнить и записать все слова, выражения, конструкции которые ассоциируются с темой «Food.Еда». После того, как они сделают свои записи, потом в парах обмениваются мнениями. Затем один из пары зачитывает, я записываю на доске и кладу их в корзину (корзина нарисована на доске, приготовленный рисунок, либо настоящая корзина, если настоящая, то можно в нее кидать листочки с записями), прошу слова дважды не повторять. Идёт обсуждение, дополнение, корректировка.
Кластер я чаще использую при работе с текстом. Он служит своеобразным планом. Для наших детей, которые частенько совсем не работают дома, он хорош для первого предъявления изученного или прочитанного материала. Школьникам, которым трудно даётся английский язык, я разрешаю пользоваться кластерами при пересказе или другой монологической работе.
Можно использовать кластер, как вид работы с несплошными текстами, можно создать кластер с ошибками, которые будут исправлены учениками.
Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске (обычной и интерактивной), на компьютере, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
Построить кластер не всегда быстро, но есть простой способ создания кластера с помощью сайта https://bubbl.us/. Здесь обычный кластер можно сделать за несколько секунд. Есть и специальные компьютерные программы для составления кластеров Inspiration и Kidspiration, где можно найти не только какие-то формы для кластера, но о символы, помогающие сделать кластер более красочным и пойти дальше – составлять мыслительные карты https://www.mindmup.com/
Библиографический список
1. Читательская грамотность современного школьника: Сборник лучших практик/отв.ред.В.И.Громова – Саратов 2021 - 224 с.
2. Морозова Л.Ю. Работа с учебными текстами на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. – 2015. - №1. – С.31-34.
3. Сборник упражнений на развитие читательской грамотности на уроках английского языка. https://urok.1sept.ru/articles/693703
4. Статья "Методика составления заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка" https://pedsovet.su/load/111-1-0-57542
5. Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка. | Статья по английскому языку (6 класс): https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2021/03/11/proektirovanie-zadaniy-orientirovannyh
6. Некоторые оригинальные приёмы работы с текстом на уроках английского языка – https://www.uchmet.ru/library/material/243043/126713/
Луковникова Л.И. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
В современной школе учитель работает в таких условиях, когда 1) дети не читают, 2) дети мало читают, 3) дети читают не то, 4) дети читают не так. Современные дети привыкли читать короткие сообщения в интернете. Язык интернета краткий и лаконичный. В интернете наша задача – найти информацию, поэтому дети привыкают не читать, а просматривать. На длинном произведении современным ученикам трудно сконцентрировать внимание.
Сегодня читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается в качестве одной из самых важных компетентностей. Под читательской грамотностью рассматривает способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Не для кого не секрет, что чтение иноязычных текстов это один из основных источников получения информации, обогащение лексического и грамматического запаса, расширение кругозора обучающихся. На уроках при работе с иноязычным текстом у обучающихся возникают определенные трудности. Они затрудняются выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, проанализировать информацию из таблиц, прочитанного текста, перенести знания и умения из одной области в другую, не владеют навыками пересказа текста.
Обозначив для себя проблему, передо мной встал вопрос - как организовать работу на уроке английского языка, направленную на формирование читательской грамотности у обучающихся. Так, мною была создана методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности.
Как мы знаем формирование читательской грамотности на уроках английского языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
1. Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; (вставить пропущенные слова; верное и неверное предложение; составить из слов предложения; сопоставить слова с картинками;)
Прием «Ассоциации и предположения». В начале урока обучающимся предлагается определить по заголовку текста, а также по его рисункам или иллюстрациям, сопровождающим текст, о чем или о ком может идти в нем речь.
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
Прием «Редактирование текста».
Раздается прочитанный текст/абзац с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Ребятам необходимо, работая в малых группах, заполнить пропуски в предложениях подходящими словами.
Другой приёмов называется у меня «ошибка». Ошибки можно делать в устном чтении, в письменном тексте, они могут быть фактическими, ошибками в написании слов, в пунктуации, это может быть вставка дополнительного слова или предложения.
2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию; (смешанные тексты)
Прием ««Пазлы»или«Реконструкция текста»
Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Ученикам предлагается составить из слов
предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности)
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. Сложение целого текста из частей. Составить два текста, озаглавить их.
3.Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте. (приемы инсерт, кластер)
На текстовом этапе работы с иностранным текстом мне очень нравится прием «ИНСЕРТ».
Что такое инсерт? Согласно Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления, инсерт – это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. Название приема представляет собой аббревиатуру: I — interactive (интерактивная), N — noting (познавательная), S — system for (система), E — effective (для эффективного), R — reading (чтения), T — thinking (и размышления). На уроках этот прием я использую следующим образом. Во время чтения учебного текста обучающимся предлагается поставить на полях различные заметки, в зависимости от того соответствует ли информация, которую прочитали обучающиеся тому, что они знают, является ли она новой, либо противоречащей тому, что они знали, непонятной для них и они хотели бы получить более подробную информацию. Делаютелая пометки в таблице, занося сведения из текста в виде тезисов.
Следующим шагом является зачитывание утверждений несколькими учениками. Таблица обсуждается по "колонкам", то есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
· В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
· Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
· Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
· В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
· Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.
Когда использовать прием Инсерт?
Прием «инсерт» можно эффективно использовать при работе с любой информацией на любом этапе урока. Лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Также в своей практике я использую приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР» или его можно назвать прием «Зашифруй текст».
Cluster. Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Технология составления:
1. Ключевое слово;
2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Возможности использования:
ü При систематизации, повторении материала;
ü При работе с текстом;
ü При повторении в начале урока;
ü При введении в тему;
ü При сборе необходимого языкового материала;
ü При контроле.
Я считаю, что использовать кластер можно на любом этапе уроке. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске (обычной и интерактивной), на компьютере и в тетради; индивидуально, в парах и в группах. Кластер можно представить в виде ромашки, солнышка, дерева, домика, паровоза и т.п.
Прием «Корзина идей». Своего рода тоже кластер. Как Я использую данный прием на своих уроках английского языка: Детям предлагается вспомнить и записать все слова, выражения, конструкции которые ассоциируются с темой «Food.Еда». После того, как они сделают свои записи, потом в парах обмениваются мнениями. Затем один из пары зачитывает, я записываю на доске и кладу их в корзину (корзина нарисована на доске, приготовленный рисунок, либо настоящая корзина, если настоящая, то можно в нее кидать листочки с записями), прошу слова дважды не повторять. Идёт обсуждение, дополнение, корректировка.
Кластер я чаще использую при работе с текстом. Он служит своеобразным планом. Для наших детей, которые частенько совсем не работают дома, он хорош для первого предъявления изученного или прочитанного материала. Школьникам, которым трудно даётся английский язык, я разрешаю пользоваться кластерами при пересказе или другой монологической работе.
Можно использовать кластер, как вид работы с несплошными текстами, можно создать кластер с ошибками, которые будут исправлены учениками.
Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске (обычной и интерактивной), на компьютере, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
Построить кластер не всегда быстро, но есть простой способ создания кластера с помощью сайта https://bubbl.us/. Здесь обычный кластер можно сделать за несколько секунд. Есть и специальные компьютерные программы для составления кластеров Inspiration и Kidspiration, где можно найти не только какие-то формы для кластера, но о символы, помогающие сделать кластер более красочным и пойти дальше – составлять мыслительные карты https://www.mindmup.com/
Библиографический список
1. Читательская грамотность современного школьника: Сборник лучших практик/отв.ред.В.И.Громова – Саратов 2021 - 224 с.
2. Морозова Л.Ю. Работа с учебными текстами на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. – 2015. - №1. – С.31-34.
3. Сборник упражнений на развитие читательской грамотности на уроках английского языка. https://urok.1sept.ru/articles/693703
4. Статья "Методика составления заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка" https://pedsovet.su/load/111-1-0-57542
5. Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка. | Статья по английскому языку (6 класс): https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2021/03/11/proektirovanie-zadaniy-orientirovannyh
6. Некоторые оригинальные приёмы работы с текстом на уроках английского языка – https://www.uchmet.ru/library/material/243043/126713/