НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

М. И. Васильева Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста в ходе театрализованной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf



Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и несформированны навыки безопасного участия в дорожном движении. Родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес, а порой и «демонстрируют» неправильное поведение на дороге.
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных им детей. Уже в детском саду воспитатели знакомят детей с вопросами безопасного поведения детей в обществе и в природе. Безопасность жизни и здоровья ребёнка является одной из самых актуальнейших задач дошкольного воспитания. Цель воспитания и формирования у детей навыков безопасного поведения состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить его, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и порой опасными жизненными ситуациями.
Сегодня в дошкольной педагогике накоплено множество способов и средств ознакомления детей с основами безопасного поведения. Но, наверное, самый лучший «урок» безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых и обыгрывание его детьми. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образов поведения - необходимый и эффективный метод освоения детьми правил безопасности.
Прежде чем говорить о формировании представлений о правилах дорожного движения, нужно рассмотреть некоторые основополагающие понятия «БЖД».
Безопасность жизнедеятельности (в условиях производства имеет и другое устаревшее название – охрана труда) – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения.
В педагогическом процессе детского сада проблемы формирования представлений о правилах дорожного движения у детей с каждым годом становится все более очевидной. Педагоги и родители в основном используют разъяснительную беседу с детьми, не закрепляя данные положения в опыте практического поведения ребенка. Это и определило проблему нашего исследования.
Для выяснения педагогических условий необходимых при использовании театрализованной деятельности для представлений о правилах дорожного движения ребенка-дошкольника мы провели эмпирическое исследование, целью которого явилось изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования у детей представлений о правилах дорожного движения. В ходе нашего исследования была проведена беседа на основе программы «Светофор», Т.И.Даниловой,  в которой  приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко» д. Кайбалы.
Беседа включала в себя 10 вопросов, направленных на  выяснения уровня полноты знаний о правилах дорожного движения. Обследование проводилось в индивидуальной форме в свободное время. Для проведения создавалась спокойная, доброжелательная обстановка. Анализ результатов показал, что 20% имеют высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения. Дети владеют представлениями по содержанию беседы, проявляют активность в общении с взрослым, с интересом отвечают на вопросы и решают проблемные ситуации. Практически на все вопросы дает правильные и исчерпывающие ответы. Их представления о правилах дорожного движения носят целостный характер. 53% - средний уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения, не на все вопросы ребенок дает правильные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Даёт правильные ответы, но при небольшой помощи взрослого. Ребёнок частично владеет представлениями по содержанию беседы, отдельные вопросы позволяют ему проявлять активность в общении с воспитателем. Представления избирательны, разрозненны.
 34% – низкий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения, ребенок слабо владеет содержанием беседы, на большинство вопросов по шести направлениям, ребенок дает неверные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется ответить или не отвечает совсем. Некоторые ответы сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль.
Следующим этапом нашего исследования была диагностика Т.И. Даниловой «Динамика знаний детьми правил дорожного движения». В ходе данной диагностики детям нужно было найти и обозначить на карточке опасные и безопасные места для игр во дворе. Где опасно – нужно закрасить красным цветом, безопасно – зелёным и объяснить, почему они так думают. По итогам данной диагностики были получены следующие результаты:
73% детей правильно справились с заданием. Они самостоятельно выполняли задание, могли четко объяснить, почему именно так они закрасили места на карте красным и зеленым цветом.
27% детей допустили небольшие ошибки в выполнении задания, но после предложения воспитателя объяснить, почему они так закрасили. Некоторые дети исправили свои ошибки. Кто-то во время выполнения задания нуждалась в одобрении педагога, после чего сразу же исправляла свои ошибки.
Результаты по этой диагностике показали, что дети имеют знания о культуре поведения во дворе. Большинство детей в своих картах правильно определили безопасные места для игр во дворе – на детской площадке, спортивной площадке, сквере, и закрасили их зеленым цветом. Также определили опасные места на улице, которые закрасили красным цветом – проезжая часть, трамвайные пути.
Заключительным этапом диагностики была Игра – задание «Найди нарушителей», целью которой являлось получение информации о знаниях детей о правилах дорожного движения, умения детей анализировать дорожную ситуацию.
По итогам третьего задания были получены следующие результаты.
40% детей правильно справились с заданием, смогли объяснить, на какой картинке дети нарушают правила дорожного движения и почему они так думают. Большинство детей правильно отметили, что играть с мячом на дороге нельзя, перебегать дорогу перед машиной, нельзя читать книгу и отвлекаться, когда переходишь через пешеходный переход, объяснили, что безопасно ходить по тротуару.
47% детей при рассматривании картинок допускали небольшие ошибки, но исправляли их самостоятельно. Некоторые дети правильно показали картинки с нарушителями, но не смогли объяснить, почему они так думают. Кто-то нашли не все картинки с нарушителями.
13% детей при рассматривании картинок постоянно отвлекались, в разговоре уходили от темы. На вспомогательные вопросы воспитателя не реагировали.
Таким образом, в основном детей заинтересовали предложенные методики, обобщая результаты проведённой работы можно констатировать, что по данной теме у детей преобладает средний уровень представлений о правилах дорожного движения. Дети интересуются данной темой, но общие знания и представления схематичны и разрознены. 
Формирующий этап исследования проводился с детьми старшего дошкольного возраста. Для организации обучения правилам дорожного движения проведена работа по созданию условий предметно-развивающей среды. В работе по формированию представлений о правилах дорожного движения у дошкольников мы используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. В течение шести месяцев были разработаны 3 театрализованные постановки – «Дорога к теремку», «Колобок нарушитель», «В гостях у инспектора ГИБДД». В рамках театральной недели одна из постановок - «Дорога к теремку», была показана детьми старшей группы для детей младшего возраста. Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Поэтому, для повышения компетентности родителей по вопросу обеспечения безопасной жизнедеятельности детей проводились: консультации и конкурсы по ПДД с участием детей и родителей. На протяжении всей нашей работы, мы знакомили родителей с разными видами театров, рассказывали из чего и как можно их изготовить в домашних условиях.
Большинство родителей с удовольствием принимали активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Вместе с детьми разучивали текст к инсценировкам, что тоже играет немаловажную роль.
 Таким образом, планомерная и систематическая деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование представлений о правилах дорожного движения детей старшего дошкольного возраста, являлась необходимым условием подготовки каждого ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носила профилактический характер. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что использование театрализованной деятельности является эффективным средством в формировании представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина//СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
2. Кобзева Т.Г. ФГОС ДО правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. М.: «Учитель», 2015. 219 с.

2022