Актуальные вопросы дошкольного образования

Воронина О.И., Сафина Е.Г. Игровая деятельность как средство развития самостоятельности

Библиографическое описание:
Воронина О.И., Сафина Е.Г. Игровая деятельность как средство развития самостоятельности // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

Дошкольный возраст считается самым «игровым» периодом детства. Создание фундамента для познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка во многом обеспечивается игрой, как ведущей деятельностью дошкольного возраста. Игра отвечает внутренней природе ребенка, максимально соответствуя его потребностям в активности, творчестве, развитии. Детская игра оценивается исследователями и как форма отдыха, и как обязательный этап развития, и как форма созревания ребенка. Она является универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка.

Игра, ее функции, происхождение, значение рассматривается в рамках различных подходов: биологическом (Г. Спенсер, С. Холл, К. Гросс, Ф. Бойтендайк), психоаналитическом (А. Адлер, Э. Берн), психологическом (В.В. Зеньковский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), культурологическом (Ф. Шиллер, Й. Хейзинг, Ю.А. Левада), причем теории игры в рамках одного подхода могли противоречить друг другу (см. приложение №3). Интересен подход педагогов начала XX века П.П. Блонского, С. Френе, М. Монтессори, Р. Штайнера, П. Наторпа, А.С. Макаренко, и др. которые ставили наравне с игрой трудовую деятельность детей, в их теориях развивающий и воспитательный потенциал игры отошел на второе место. Все психолого-педагогические подходы, расходясь в понимании содержания игры, отмечают ее особое значение в развитии ребенка.

Для понимания потенциала игровой деятельности в развитии самостоятельности хочется отметить: разные исследователи указывали на то, что: игра имеет упражняющую функцию, которая позволяет сформироваться таким формам поведения ребенка, которые будут востребованы позже, во взрослой жизни (В. Штерн); игра дает возможность почувствовать себя сильным в противовес той естественной слабости и беспомощности, которую переживает ребенок (А. Адлер). Наличие в игре преобразующего потенциала, который позволяет ребенку овладеть через игру своими влечениями и эмоциями, изменить их и направить в то русло, которое задает «принцип реальности» (З. Фрейд). Игра подготавливает человека к жизни в условиях социальных отношений (Дж. Болдуин). Фантазируя в отношении объекта игры, ребенок получает важное чувство власти над предметом игры, пробуя свои силы и развивая вкус к свободной и творческой активности. В то же время предметы в игре второстепенны для ребенка, на первом плане – чувства и отношения; предметы служат лишь средством познания другой, более важной реальности: не материально, а социальной (В.В. Зеньковский). На единство аффективного (мотивационного) и когнитивного компонента в игре указывал Л.С. Выготский, рассматривающий ролевую игру, как максимально отвечающую задачам развития ребенка. Важной характеристикой игры, по его мнению, являются правила. С.Л. Рубинштейн, рассматривает игру как особый вид деятельности, отношение личности к окружающей действительности. Единство мотива и цели в игровой деятельности – важнейшая характеристика. Д.Б. Эльконин считал, что в процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но и происходит изменение психики ребенка в целом.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основных психических новообразования, которые формируются в игровой деятельности и определяют весь дальнейший ход развития ребенка. Мы попробовали выделить их взаимосвязь с компонентами самостоятельности, выделяемые педагогами. Итак, в игровой деятельности происходит: формирование умственных действий (интеллектуальный компонент), произвольности (волевой компонент), преодоление познавательного эгоцентризма и развитие мотивационно-потребностной сферы (эмоциональный компонент). Это те стороны формирования личности ребенка, которые развиваются преимущественно в игре и гораздо меньшее влияние испытывают со стороны других видов деятельности.

В пользу выбора игровой деятельности, как средства развития самостоятельности можно отнести, тот факт, что согласно исследованиям С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Альбухановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.К. Осницкого и др., самостоятельность – это сформированный в онтогенезе актуальный, субъектный опыт, она обеспечивается опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями. Она включает в себя взаимодействие необходимых компонентов опыта субъекта: опыта ценностей; опыта привычной активизации; опыта рефлексии; операционального опыта; опыта сотрудничества; опыта саморегуляции – получить такой опыт ребенок может через игровую деятельность. Механизмами развития такого опыта являются подражание, инициатива, эмоциональная поддержка, заинтересованность, перенос, репрезентация, исследование собственных возможностей, творчество, усовершенствование – все эти компоненты можно выделить в игровой деятельности.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности. По мнению Т.И. Бабаевой, «… самостоятельность и творчество, формирующиеся в играх и проявляющиеся в субъектной игровой позиции ребенка, проецируются на другие виды детской деятельности».

Интересен взгляд Н.Н. Поддьякова, который отмечает, что «ключевым моментом развития ребенка служит формирование у него так называемой «игровой позиции», игрового отношения к жизни. Игровая позиция ребенка – это важнейшая составная часть его личности, определяющая известную свободу при выполнении любых детских деятельностей», она позволяет развивать способность находить выходы из разных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радости и доброжелательный эмоциональный фон.

В своей работе мы попытались рассмотреть игру с нескольких сторон: как упражнения игрового характера, и тогда ее задача - развитие отдельных качеств; как форму деятельности, имеющую определенное содержание (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая и т.д.); как самостоятельную деятельность детей, которая оказывает влияние на развитие всей личности ребенка. То есть попытались соединить некоторые подходы – дидактический, психоаналитический и др.

Какие же виды игр будут оказывать наибольшее влияние на развитие самостоятельности старших дошкольников?

В.Н. Аванесова, Л.А. Артемова, Н.Я. Михайленко, Т.И. Осокина, Е.Л. Тимофеева, А.К. Бондаренко, Е. Акулова, Е. Патяева дают рекомендации по развитию у детей самостоятельности в играх с правилами (настольных и подвижных), дидактических, сюжетно-ролевых. Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Игры в образные этюды помогают детям самостоятельно выделять, воспринимать и передавать характер и поведение персонажа (А.Г. Гогоберидзе).

Н.Н. Поддьяков считает, что именно игры-экспериментирования будут способствовать развитию таких показателей самостоятельности, как способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов, проявления творчества; умения выстроить определенную последовательность целей. В экспериментировании дети учатся сами искать и создавать проблемные ситуации, исправлять ошибки, а это важно, т.к. дети «панически боятся ошибаться при выполнении того или иного задания… при затруднении они ждут от взрослых готовых и ясных инструкций».

По мнению О.В. Солнцевой режиссерская и сюжетно-ролевая игра предоставляют большие возможности для развития самостоятельности, но при определенных условиях: игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельной; взрослому необходимо помочь ребенку занять ту игровую позицию, которая соответствует его индивидуальности; содействовать развитию игры надо, не стесняя при этом инициативы самих детей; создание игровой предметно-развивающей среды в группе детского сада и др. Также на развитие самостоятельности оказывают большое влияние игры интегрированного типа, которые «включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач», в таких играх для детей становится важным не только процесс, но и результат своей деятельности.

Таким образом, именно в игре дети достаточно легко учатся решать возникающие проблемы, они учатся самостоятельности и в процессе организации игры, и при подготовке к ней, и в преодолении трудностей, связанных с ходом игры.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Список литературы:

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009. 208 с.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей –Российский гос. Пед. Университет им Герцина. СПб.: Детство-ПРЕСС. 2000. 192с.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2007. 192 с.

4. Лебедчук П.В. Некоторые направления развития самостоятельности обучающихся // Ежегодник РПО: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб. 2003. Т. 5. С. 67-69.

5. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. Новый взгляд на дошкольное детство. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера. 2010. 144 с.

6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.: Речь; М.: Сфера. 2010. 176 с.
2023-12-12 14:09 2023