Рыбина Е.В. Развитие письменной и устной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка при подготовке к ГВЭ в 9 классе
Библиографическое описание:
Рыбина Е.В.#nbsp;Развитие письменной и устной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка при подготовке к ГВЭ в 9 классе // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Речь – основа умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логическая, чёткая, доказательная, образная, устная и письменная речь учащихся – показатель его умственного развития.
Поскольку обучающиеся с ОВЗ (ЗПР - литера «К») по окончании основной школы сдают экзамены только по русскому языку и математике, на учителях этих предметов лежит серьезная ответственность и большая нагрузка. Как подготовить к экзамену ученика с ЗПР? Должен ли ребенок с ОВЗ (литера «К») посещать консультации по подготовке вместе со своими одноклассниками или с ним нужно заниматься по строго индивидуальному плану? Этот и другие вопросы обязательно задает себе каждый педагог, который работает с детьми с ОВЗ. И каждый учитель отвечает на них самостоятельно, отталкиваясь от конкретной ситуации и личного опыта, опираясь на собственное педагогическое чутье.
Участникам ГВЭ-9, чей номер экзаменационных материалов содержит помету «К», по русскому языку предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием.
Одной из причин нарушения формирования речи у детей с ОВЗ является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации.
Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи, при подготовке к письменным изложениям и сочинениям:
- восстановление деформированного текста;
- восстановление текста с пропущенными словами;
- изложение текста по вопросам к каждому предложению;
- составление рассказа по серии картинок и по вопросам;
- изложение текста по составленному плану;
- редактирование текста изложения.
Чтобы подготовить к сочинению, даём шаблон. Преимущество шаблона заключается в том, что он подготовлен учителем с учетом предъявляемых требований к сочинению-рассуждению. Другими словами, мы знаем, по каким критериям эксперт будет оценивать работу выпускника.
Шаблон для сочинения.
Сегодня я прослушал (а) текст (какого автора?) _________________. (имя и фамилию автора возьми в конце текста) Он рассказывает о том, как_______________ ____. (закончи это предложение и добавь ещё 2 своих предложения). Это произведение заставило меня задуматься над вопросом: «___________________________________?» (перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).
По моему мнению, ___________________________. (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным) Я считаю, потому что_______________. (закончи предложение)
(Для «слабых» учеников.) Свой ответ я могу подтвердить примером из жизни. Однажды я видел (а) такой случай (расскажи об похожем случае, напиши 5-6 предложений)
(Для более «сильных»). Свой ответ я могу подкрепить примером из литературы. Я читал (а) книгу (кого?) ___________ (напиши имя и фамилию автора книги) «_____________». (напиши название книги) Там с героем (героиней) по имени ______________ (напиши имя героя) случилась такая история.)
Получается, что я прав (а). _______________________________________________ (перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению»
Для эффективного усвоения знаний необходимо научиться работать с понятиями, находить их существенные и несущественные признаки, обобщать, классифицировать, проводить аналогии и т.п.
«Словарь» - подбор слов по определенной тематике
Упражнение проводится как в индивидуально-групповой форме, так и в форме соревнования. Инструкция обучающимся: «Я назову вам определенную тему, например, «лес». Вы должны вспомнить и записать на листке бумаги как можно больше слов, связанных с этой темой. Это могут быть слова, обозначающие все, что можно встретить в лесу, например, дерево, ягоды, мох, грибы, болото, листья, муравей, дятел, волк, хворост, просека, кора, земля и т. д. На выполнение задания отводится ограниченное время. Победит тот, кто за короткое время напишет больше слов, связанных с указанной темой.
Приём «Верите ли вы …»
1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
2. Верите ли вы, что урок длится 40 минут?
3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
8. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли при обучении детей?
Приём «Верите ли вы…» может быть
- началом урока, чтобы связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию.
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Это будет способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.
Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
«Кластер»
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями "второго уровня".
Цель приёма: нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал.
На стадии "Осмысление" по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.
На стадии "Рефлексия": заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах).
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Приём «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Игра «Работа со словом». Этот приём помогает также подготовиться и к устному собеседованию (задание №2 по первой теме «Описание фотографии»). Детям выдаются карточки с любым словом: каникулы, весна, гвоздь, небо и т.д. В течение 1 минуты они должны подготовить 10 связных предложений (фраз) по теме. Каждый ребёнок выступает по своему слову, показывая карточку со словом, а остальные, те, которые сидят за партами, в это время должны успеть записать эти 10 предложений- это умение нам и нужно при работе с прослушиванием текста изложения.
Используя КРУ в повседневной педагогической практике, учитель
может называть их словом "игра", которое всегда вызывает у детей интерес и радость. В игре дети незаметно для себя овладевают многими умениями и навыками и получают знания по учебным предметам.
Библиографический список
1. Колокольцев Н.В. Развитие речи учащихся. Москва, 1980.
2. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. – М.: Просвещение, 1992. - 144 с.