НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Утицких Н.А., Донцова В.Д. Формирование безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения

Библиографическое описание:
Утицких Н.А., Донцова В.Д. Формирование безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Все мы живем в современном обществе, где крайне необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в транспортной среде. Часто виновниками современных дорожно-транспортных происшествий являются сами наши дети, которые играют возле дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно садятся и выходят из машины. Однако дошкольники - особая категория пешеходов и пассажиров. Мы думаем, что сегодня абсолютно никого не нужно убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше аварий на проезжей части.

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более актуальной задачей. Важную роль в решении этой важной проблемы играет организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Важная роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит дошкольному учреждению. Учитывая особую сложность и важность работы в этом направлении, а также тот неоспоримый факт, что детский сад является самым первым и основным этапом в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми педагогами для ребенка в воспитании дисциплинированных пешеходов.

Инновационность этого опыта - тема «Формирование безопасного поведения в дороге у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения» хорошо известна, а новаторство моего опыта состоит в апробации технологии проектной деятельности при изучении этой темы.

Цель нашего опыта - развить у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге путем ознакомления с правилами дорожного движения.

Исходя из поставленной цели этого опыта, были сформированы задачи, которые решаются путем интеграции образовательных направлений.

- сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их предотвращения, способах сохранения здоровья и жизни;

- усвоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.

Реализация этой основной задачи занимает ведущее место в данной производственной практике, где дети развивают знания о правилах дорожного движения и безопасном поведении на дороге в качестве пешехода, пассажира; знакомство с элементами дороги и пешеходного перехода, сопровождающими дорожными знаками. Расширяются знания о светофорах и значениях их сигналов, формируются знания о видах транспорта и общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.

Исходя из цели и задач, была выдвинута следующая гипотеза: если дать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, что снизит количество аварий.

Накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.

В своей работе с детьми мы используем следующие методы и приемы:

1. Устный: устный доклад (ознакомление с новыми знаниями по теме, фактам, событиям); беседа (были разговоры: «Опасные ситуации на улице и на дороге», «Машины на нашей улице», «А если пропадут светофоры?», «Где дорога?», «Можно поиграть на улице?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог »; «Жил- был светофор » и другие); чтение произведений искусства; сочинять рассказы и сказки, загадки, заучивать стихи.

2. Визуальный: презентация собственных материалов и Интернет-ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающие мультфильмы «Дорожная азбука тети Совы», «Смешарики», «Правила поведения на дорогах»); работа с иллюстрациями по теме; наблюдение (наблюдение за транспортом, поведением людей на дорогах);

3. Практические: выполнение различных творческих работ по данной теме (создание макета с детьми с элементами конструкции из бумаги и аппликации, установка необходимых дорожных знаков, добавление транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и дргое.); применение полученных знаний в ролевых играх.

Для поддержания интереса к творчеству мы работаем с детьми во всех формах своей деятельности: целенаправленные прогулки на проезжую часть, перекресток; различные виды художественной деятельности; различные виды игр (дидактические, ролевые, мобильные); досуг, праздники, развлечения. Для активизации родителей используются следующие методы: - обсуждение различных точек зрения на профилактику детского травматизма.

- решение проблемных задач в обучении и развитие навыков безопасного поведения.

- развивающие игровые упражнения и задания.

В настоящее время мы с родителями создаем условия для развития умного и любознательного ребенка, для развития творческих способностей, данных природой. Результат работы виден в динамике уровня усвоения знаний о безопасном поведении на дорогах.

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - благодаря ознакомлению с правилами дорожного движения у большего количества детей выработались навыки безопасного поведения на дороге.

Литература:

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности дошкольников [Текст]: / К.Ю. Белый - Мозаика-синтез, 2016. - 127 с.

2. Дремлюга, В. Приобщение младших дошкольников к правилам дорожного движения посредством поисковой и познавательной деятельности [Текст]: / В. Н. Дремлюга, М. В. Щебетун. // Молодой ученый. - 2017. - №34.1. - С. 13-17.

3. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: / Е.С. Евдокимова - Волгоград, 2005. - 23 с.

4. Евдокимова, Е.С. Воспитываем в семье. [Текст]: / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева-Волгоград, 2006. - С.10.

5. Езопова, С.А. Дошкольное образование, или воспитание детей старшего дошкольного возраста: новации и традиции [Текст]: / С.А. Езопова // Дошкольная педагогика. - 2007. - №6. - С.4-5.

6. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательную работу детского сада [Текст]: / М.Б. Зацепина - Мозаика-синтез, 2015. - 320 с.

7. Моторин, В. Обучающие возможности компьютерных игр. Дошкольное образование [Текст]: / В. Моторин 2000, № 11. - С. 21-24.

8. Саулина, Т.Ф. Приобщение дошкольников к правилам дорожного движения [Текст]: / Т.Ф. Саулина - Мозаика-синтез, 2017 - 245 с.
2023