Библиографическое описание:
Колупаева Т.О. «Печа-куча» как формат командного наставничества (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, в связи с чем, школы нашего региона являются участниками реализации целевой модели наставничества.
Прежде всего, давайте разберемся с центральным понятием.
«Наставничество» - это взаимодействие, в котором более опытный человек передает свои знания и навыки менее опытному в какой-либо сфере.
Является ли наставничество качественно новым явлением в системе образования? В принципе, нет. Наставничество практикуется с доисторических времен, когда старшие учили младших соплеменников, передавали накопленный жизненный опыт и т.д. Традиционная модель наставничества предполагает формат «один на один». Подразумевается, что за наставником на определенный срок закрепляется подопечный, которого наставник должен обучить определенному набору навыков. В идеале, в этом случае должна быть утверждена программа наставничества, чтобы наставник понимал, в каких пределах он должен наставлять подопечного, а подопечный знал, чему конкретно он обязан научиться.
В этом случае наставничество преследует такие цели, как: обучение азам профессии, адаптация в новом коллективе, ускорение процесса профессионального роста и многое другое.
Но, идет время, меняются технологии, меняется и отношение к наставничеству. И традиционная модель уже не всегда соответствует требованиям времени и потребностям наставляемого.
Почему?
При анализе системы наставничества в нашей образовательной организации были выделены следующие проблемы:
1. Зачастую передается ненужная/излишняя/устаревшая информация;
2. Предметное наставничество имеет узкую направленность;
3. И, наконец, нежелание делится опытом и брать на себя ответственность за профессиональную судьбу и профессиональный рост своих коллег.
Как преодолеть данные затруднения и популяризовать работу наставника?
Найти новые форм и методы передачи профессионального опыта, которые будут интересны и наставнику, и наставляемому.
Изучив опыт наставничества в самых различных сферах, зачастую далеких от системы образования, мы обратили внимание на технологию презентации опыта под названием «Печа-Куча». Лаконичный и динамичный формат презентаций «Печа-куча» появился в 2003 году в Токио. Его придумали архитекторы бюро Klein Dytham Architecture Астрид Кляйн и Марк Дитхам.
Правила «Печа-куча»:
· Тема – любая (от заполнения критериев аттестационной книжки до используемых образовательных технологий на уроках).
· Всего 20 слайдов, по 20 секунд на каждый.
· Один слайд - одна мысль.
· Спикер не контролирует смену слайдов. Они автоматически перелистываются через 20 секунд.
· Иллюстрация должна не дублировать, а дополнять текст.
· Презентации «Печа-куча» проходят не по одной, а серией в 5-8 выступлений.
Данный формат презентации опыта прекрасно подходит для командного наставничества. Командное наставничество или Team Mentoring, как следует из названия, предполагает работу команды наставников. Таким образом, группа наставников может поделиться своим опытом работы по нескольким направлениям сразу. После каждой презентации делают паузу: в это время участники могут задать докладчику вопросы. Обучение идет динамично, позволяя удержать внимание аудитории.
При этом, считаем, что данный формат полезен не только наставляемым, но и самому наставнику т.к. требует от последнего тщательного анализа своего опыта и отбора полезной информации, что решает проблему №1 (см. выше). Помимо этого, совершенствуются навыки ИКТ, умение грамотно и связно строить речь, соблюдение «временных рамок».
Где можно применить данную технологию? Из нашего опыта работы (см. рис.1-3):
· На педагогических советах
Рис.1. Из опыта использования презентации «Печа-Куча»
· Для диссеминации опыта
Рис.2. Из опыта использования презентации «Печа-Куча»
· В рамках проектной деятельности
Рис.3. Из опыта использования презентации «Печа-Куча»
· В работе педагогических мастерских.
Главный недостаток использования данного формата - время подготовки презентации. В остальном «Печа-Куча», на наш взгляд, имеет достаточно широкий спектр применения в системе образования и соответствует требованиям времени.
Библиографический список
1. Богушевич Е. Что такое «Печа-куча», или Как рассказать о любой теме за 400 секунд [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/article/cto-takoe-peca-kuca-ili-kak-rasskazat-o-luboj-teme-za-400-sekund
2. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний// Стратегии бизнеса. – 2017. - №6. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2017-6-08-13
Колупаева Т.О. «Печа-куча» как формат командного наставничества (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, в связи с чем, школы нашего региона являются участниками реализации целевой модели наставничества.
Прежде всего, давайте разберемся с центральным понятием.
«Наставничество» - это взаимодействие, в котором более опытный человек передает свои знания и навыки менее опытному в какой-либо сфере.
Является ли наставничество качественно новым явлением в системе образования? В принципе, нет. Наставничество практикуется с доисторических времен, когда старшие учили младших соплеменников, передавали накопленный жизненный опыт и т.д. Традиционная модель наставничества предполагает формат «один на один». Подразумевается, что за наставником на определенный срок закрепляется подопечный, которого наставник должен обучить определенному набору навыков. В идеале, в этом случае должна быть утверждена программа наставничества, чтобы наставник понимал, в каких пределах он должен наставлять подопечного, а подопечный знал, чему конкретно он обязан научиться.
В этом случае наставничество преследует такие цели, как: обучение азам профессии, адаптация в новом коллективе, ускорение процесса профессионального роста и многое другое.
Но, идет время, меняются технологии, меняется и отношение к наставничеству. И традиционная модель уже не всегда соответствует требованиям времени и потребностям наставляемого.
Почему?
При анализе системы наставничества в нашей образовательной организации были выделены следующие проблемы:
1. Зачастую передается ненужная/излишняя/устаревшая информация;
2. Предметное наставничество имеет узкую направленность;
3. И, наконец, нежелание делится опытом и брать на себя ответственность за профессиональную судьбу и профессиональный рост своих коллег.
Как преодолеть данные затруднения и популяризовать работу наставника?
Найти новые форм и методы передачи профессионального опыта, которые будут интересны и наставнику, и наставляемому.
Изучив опыт наставничества в самых различных сферах, зачастую далеких от системы образования, мы обратили внимание на технологию презентации опыта под названием «Печа-Куча». Лаконичный и динамичный формат презентаций «Печа-куча» появился в 2003 году в Токио. Его придумали архитекторы бюро Klein Dytham Architecture Астрид Кляйн и Марк Дитхам.
Правила «Печа-куча»:
· Тема – любая (от заполнения критериев аттестационной книжки до используемых образовательных технологий на уроках).
· Всего 20 слайдов, по 20 секунд на каждый.
· Один слайд - одна мысль.
· Спикер не контролирует смену слайдов. Они автоматически перелистываются через 20 секунд.
· Иллюстрация должна не дублировать, а дополнять текст.
· Презентации «Печа-куча» проходят не по одной, а серией в 5-8 выступлений.
Данный формат презентации опыта прекрасно подходит для командного наставничества. Командное наставничество или Team Mentoring, как следует из названия, предполагает работу команды наставников. Таким образом, группа наставников может поделиться своим опытом работы по нескольким направлениям сразу. После каждой презентации делают паузу: в это время участники могут задать докладчику вопросы. Обучение идет динамично, позволяя удержать внимание аудитории.
При этом, считаем, что данный формат полезен не только наставляемым, но и самому наставнику т.к. требует от последнего тщательного анализа своего опыта и отбора полезной информации, что решает проблему №1 (см. выше). Помимо этого, совершенствуются навыки ИКТ, умение грамотно и связно строить речь, соблюдение «временных рамок».
Где можно применить данную технологию? Из нашего опыта работы (см. рис.1-3):
· На педагогических советах
Рис.1. Из опыта использования презентации «Печа-Куча»
· Для диссеминации опыта
Рис.2. Из опыта использования презентации «Печа-Куча»
· В рамках проектной деятельности
Рис.3. Из опыта использования презентации «Печа-Куча»
· В работе педагогических мастерских.
Главный недостаток использования данного формата - время подготовки презентации. В остальном «Печа-Куча», на наш взгляд, имеет достаточно широкий спектр применения в системе образования и соответствует требованиям времени.
Библиографический список
1. Богушевич Е. Что такое «Печа-куча», или Как рассказать о любой теме за 400 секунд [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/article/cto-takoe-peca-kuca-ili-kak-rasskazat-o-luboj-teme-za-400-sekund
2. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний// Стратегии бизнеса. – 2017. - №6. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.17747/2311-7184-2017-6-08-13