НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вассина Т.В. Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе

Библиографическое описание:
Вассина Т.В. Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Аннотация: В современном мире происходят изменения, которые задают новые критерии обучения и воспитания, требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Верные традициям российской школы, мы наполняем учеников большим количеством информации, а вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, а применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, наших школьников не учим. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений. Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности обучающихся самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Цель: формирование функционально грамотных людей, теоретическое обоснование условий формирования функциональной грамотности как важного механизма реализации системных инициатив государства по модернизации образования.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

- Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования функциональной грамотности;

- Выявить причины необходимости внедрения развития функциональной грамотности у школьников;

- Обозначить признаки и условия формирования функциональной грамотности школьников.

Планируемый результат. Результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников. И если изучим теоретический материал по данной теме и будем использовать на практике, то докажем, что развитие функциональной грамотности школьников является важным механизмом реализации системных инициатив по модернизации образования.

Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Функциональную грамотность составляют:

· элементы логической грамотности;

· соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;

· требования технологических процессов, в которые он вовлечен;

· информационная и компьютерная грамотность.

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий.

В опытно-педагогической работе, необходимо ориентироваться на предметные результаты освоения содержательной линии начального языкового образования: позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, регулятивных и коммуникативных задач. У функциональной грамотности есть свои особые отличительные черты: в отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

Функциональная грамотность:

- является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

- направлена на решение бытовых проблем;

- обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации.

В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания). Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету. Необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. Как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ФГОС? На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) наличие дружелюбной образовательной среды,

6) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

От того, будут ли сформированы эти умения и навыки у младшего школьника, зависит его дальнейшее обучение в школе и будущее в целом. Поэтому формирование простых навыков правописания и речи недостаточно, необходимо развивать функциональную грамотность у младших школьников. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла. Основная задача – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными текстами можно читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому учитель должен научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

Маленькой личности, приходящей на урок, необходимы знания, умения и навыки. Урок должен быть четко спланированный, продуманный, со слаженной работой, используя современные педагогические технологии и учащиеся незамедлительно дадут результаты – замечательные, достойные восхищения, (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, детей.

Функционально грамотный обучающийся – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные знания, умения, навыки, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

· обучение должно носить деятельностный характер – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности;

· учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

· в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

· применять такие образовательные технологии, как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- обучение на основе «учебных ситуаций», (при изучении величин – – покупка а, вместимость - литр);

- уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

- технология оценивания учебных достижений учащихся.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

В заключении перечислим советы, которыми руководствуемся при формировании ключевых компетенций в работе:

1. Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.

2. На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий.

3. Помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться.

4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить, понимать причинно-следственные связи является обязательным условием развивающего обучения.

5.Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

6. Необходимо учеников учить думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем, чаще практиковать творческие задачи.

8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.

9. Нужно использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11. Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12. Поощрять исследовательскую работу учеников.

13. Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

14. Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Таким образом, можно утверждать, что поставленные в работе задачи решены, а цель достигнута.

Список использованных источников

1. Акатова. Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: [Текст] — Психолого-педагогический аспект: Монография. - М., 2006 - 237 с 2.

2.Алексеев. Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – №1. – С. 24 – 33

3. Ашмарин. Б.А. Методика педагогических исследований. Учебное пособие [Текст] ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2009.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2008.– С. 214.

5. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, переиздан, 2009.- 82с.

6. Гершунский, Б.С. Грамотность для 21 века [Текст] // Советская педагогика. – 1990. - №4.

7. Громова, О.П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке [Текст] // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – № 17. – С. 42.
2023