Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Евдокимова Е.В. Технология театральной педагогики

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Всем нам в жизни приходится исполнять много разных ролей: роль мамы, дочки, жены, бабушки. А иногда мы даже одеваем на себя маску, чтобы скрыть свою сущность под ней или в качестве защиты от людей.
Оказывается, всему этому есть научное название – «Технология театральной педагогики», которую я использую на себе и на своих уроках английского языка. Тем более, что этой методике «все возрасты покорны»; и ученики начальной школы, и ребята старших классов.
Современное общество сформулировало социальный заказ на личность, которая умеет жить в ладу с самими собой и другими членами общества, то есть успешно адаптироваться в обществе. Я считаю, именно эта технология учит подстроиться или перевоплотиться, чтобы решить коммуникативную задачу в обычной жизни и в школе. Применение данной методики помогает снять языковой барьер и развивает потребность в самостоятельной творческой деятельности.
Театральная педагогика предполагает изменение роли учителя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Ученику должно быть интересно, иначе понизится мотивация к изучению английского языка, а, следовательно, ухудшится показатель знаний.
Как важно учителю увидеть в ребенке не только существо способное впитывать все знания, которые ему предоставляются, но и личность – мыслящую, рассуждающую, спорящую, инициативную; личность, которая уже накопила немалый эмоциональный и социальный опыт!
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Учитывая особенности детей младшего и старшего школьного возраста, а я обучаю детей с 2-11 класс, имея опыт работы с драматизацией, я остановилась на использовании нескольких приемов технологии театральной педагогики:
·           инсценировка
·           ролевая игра
·           спектакль

Инсценировка

Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть.
Обычно при изучении модального глагола can или глагола to be ученики составляют фразы, где они описывают себя либо животных и их способности. Я же прошу их выбрать себе персонаж и рассказывать о нем от первого лица, то есть перевоплотиться. Заранее на доске вывешиваются слова-помощники, которыми можно воспользоваться при рассказе о своём персонаже.

I am ….

I can…, but I can’t….

Предмет

Признак

Действие

horse

angry

jump

mouse

kind

swim

wolf

big

fly

bird

small

sing

cat

tall

run

frog

funny

catch

rabbit

scared

eat


hungry



 Например, I am a wolf. I am grey. I am angry. I am hungry. I can run. I can eat rabbits.
Чтобы развивать умение слушать своего товарища, задание можно усложнить и попросить догадаться по рассказу, в кого перевоплотился их одноклассник.
Надевая маску, можно превратиться в соседа по парте и рассказать, что у него лежит в портфеле, что он любит есть, пить, как проводит свободное время, естественно, используя ту грамматику и лексику, которые необходимы учителю для отработки того или иного материала.
Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
Использование инсценировок на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.

Ролевая игра.

Эффективным методом для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету и повышения у них мотивации учения является также ролевая игра.
Она способствует расширению сферы общения. К распределению ролей я подхожу очень ответственно. Важно учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика.
Начиная с 8 класса, мы с ребятами часто устраиваем ролевую игру в форме судебного процесса, где выясняем вред и пользу компьютеров, хорошо ли животным в зоопарках, высказываемся «за» и «против» Fast Food. Безусловно, такое представление требует предварительной подготовки. Роль обвинителя и защитника отводится самым сильным учащимся. Они создают свою команду из ребят послабее и в группах обсуждают плюсы и минусы той или иной проблемы. Дома они готовят заключительную речь. Судья выслушивает, задаёт вопросы, а, как известно, составить вопрос правильно задача не из лёгких. Затем выносится вердикт. Это, так называемое эссе, только в устном представлении, да и еще с применением актёрского мастерства. В момент процесса я не исправляю ошибки, а записываю и корректирую их после действа вместе с моими помощниками, которым приходится быть внимательными всю игру.

Спектакль

Спектакль - это приём, который возможен только в интеграции с внеурочной деятельностью. В течение учебного года мы с учащимися каждого класса успеваем поставить один спектакль. Как правило, это обобщение по пройденной теме. Именно на внеурочных занятиях выбираются образы, репетируется и начинается постановка, где в одно целое соединяются язык, музыка, костюмы, декорации.
В подготовке к инсценированию проделывается индивидуальная и групповая работа. В ситуации совместной работы возникают и развиваются рефлексивные моменты деятельности, в частности действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки.
Моя практика показывает, что театральные постановки являются серьезным подспорьем при изучении иностранного языка. Здесь, прежде всего, не следует забывать, что любая обучающая пьеса помогает частично преодолеть языковой барьер, ведь актеру легче скрыть свою неуверенность, спрятавшись под маской своего героя, поскольку при этом он говорит и действует как бы от третьего лица. При этом учитель при тщательной подготовке спектакля имеет возможность в живой и ненавязчивой обстановке довести до автоматизма необходимые для учебного процесса навыки, связанные, к примеру, с коррекцией произношения, с использованием активной лексики, грамматических структур. В игровой форме они усваиваются значительно легче и быстрее, а многие обороты и крылатые выражения хорошо запоминаются и надолго входят в активный лексикон.
 Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение.

Библиографический список

1.        Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.
2.        http://открытыйурок.рф/статьи/563909/
2019