В современном обществе дошкольное образование интенсивно развивается в разных направлениях. Прежде всего, наблюдается активизация интереса к личности дошкольника, ее уникальности, развитию у ребенка дошкольного возраста потенциальных возможностей и способностей. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы его воспитанники овладели не только определённым запасом знаний, умений и навыков, но и стали самостоятельными личностями, обладающими определенным уровнем социализированности, выраженной во владении ценностными социально-культурными ориентирами, нравственными качествами, коммуникативными умениями, необходимыми для дальнейшей жизни.
Сегодня мир вокруг дошкольника стремительно изменяется. Растут требования общества и родителей к задачам дошкольного образования. К ним относятся, прежде всего, умения дошкольников строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, умения саморегуляции собственных действий. Важным является и обеспечение общего психического развития и условий социально-культурного воспитания для формирования успешной учебной деятельности и качеств, необходимых для социальной адаптации к школе и процессу обучения.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих [1].
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя: - моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».[6]
Целевые ориентиры социально - коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста, согласно ФГОС ДО, представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- коммуникативная компетентность дошкольника (уровень общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками)
- степень самостоятельности и саморегуляции своих действий
- развитость социального и эмоционального интеллекта
- сформированность навыков безопасного поведения
- сформированность позитивных установок к различным видам труда
Наиболее важные теоретико-методологические основы изучения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.
М. И. Лисиной были представлены показатели для исследования коммуникативного развития дошкольника: - степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе; - степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - развитость самостоятельности и саморегуляции; - уровень развития социального и эмоционального интеллекта; - уровень развития эмпатии. [1]
Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, А.А. Реана. По данным ученых-психологов В.С. Мухиной, Ж. Пиаже, Е.О. Смирновой, В.Д. Шадрикова и др. интеллектуальное развитие старших дошкольников претерпевает значительные изменения, в плане произвольности психических процессов, что оказывает влияние на психологические особенности личности дошкольника и тем самым на успешность социально-коммуникативного развития.
Социально-коммуникативное развитие детей с задержкой психического развития (ЗПР) старшего дошкольного возраста стала предметом нашего исследования, результаты которого позволят научно обосновать условия и содержание психолого-педагогического сопровождения социализации и развития личности дошкольника.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети с ЗПР, на этапе дошкольного детства должно быть направлено на формирование социально-коммуникативной деятельности детей с ЗПР и строиться на принципах коррекционной педагогики и специальной психологии.
М.С. Певзнер [2] подчеркнул, что все дети с ЗПР характеризуются неустойчивым вниманием и пониженной работоспособностью. У некоторых детей наблюдается наивысшее напряжение внимания на первых этапах какой-либо активной деятельности далее оно понижается. У других воспитанников наоборот, наивысший пик внимания отмечается когда выполнения активной деятельности приближается к завершению. Так же отмечается, что у старших дошкольников с ЗПР плохо развита способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение различных заданий.
Исследованиями М.С. Певзнер и Т.А. Власовой выявлено, что детям с ЗПР требуется больше времени для приема и обработки сенсорной информации, у нормально развивающихся сверстников эти процессы реализуются быстрее. Дошкольники с ЗПР более зависимы от взрослого, они значительно менее активны, безинициативны, познавательный интерес снижен. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована [3]. Снижен интерес к игрушкам и играм, трудно организовать замысел игры или сюжет, ролевое поведение импульсивно. Игры, как совместная деятельность со сверстниками, не складывается, часто конфликтна, неустойчива.
У дошкольников с ЗПР отмечаются проблемы в развитии социального и эмоционального интеллекта, они могут проявляться по – разному, в зависимости от генезисного типа происхождения задержки развития. Для дошкольников с ЗПР характерно слабое разделение эмоциональных состояний нейтрального спектра, большинство детей лучше распознают элементарные эмоции такие как радость, гнев, грусть и т.д. Детям с ЗПР присущ более низкий уровень эмоциональной децентрации, чаще всего они интерпретируют ситуации, опираясь на малозначимые детали [4].
В психолого-педагогической и специальной литературе мы можем найти самые разнообразные методики изучения показателей социально-коммуникативного развития дошкольников.
В основном в дошкольном учреждении воспитатель использует методы наблюдения и беседы, оценивает, как ребенок общается со сверстниками, детьми старше и младше себя, выделяет ли общение с мальчиками (девочками), малознакомыми людьми. Фиксируется умение устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, знание и использование вежливых форм общения, тактично и с уважением попросить о помощи. Наблюдая за ребенком с ЗПР, воспитатель оценивается умение включаться в совместную деятельность со взрослым и сверстником, умение слушать, высказывать свои предложения и просьбы, не мешая своим поведением. Педагог наблюдает, насколько ребенок развит эмоционально, умеет ли понимать свои эмоциональные состояния, умеет ли открыто выражать свои чувства и чувствовать чужое настроение.
Наиболее часто используются методические пособия для диагностики дошкольников С. Д. Забрамной, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей» и Щетининой А.М. «Диагностика социального развития ребенка». В пособии А.М. Щетининой диагностика эмоциональной сферы изучается с помощью бесед по рассказам, картинкам, педагогическим ситуациям и опросникам. Обобщены методики выявления индивидуальной сущности Я ребенка. Представлены адаптированные для дошкольников методики изучения социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Саливана. [7]
Не менее интересным может оказаться и использование тестов Д. Векслера для изучения понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру. Для изучения «эмоционального благополучия/тревожности» можно адаптировать тесты Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки и проективную методику "Я, мама, детский сад" И.В. Дубровиной.
Уровень освоения социальных норм поведения оценивается через показатели социального статуса в группе, изучение самооценки, уровня общительности (методика Р.А Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной), творческого характера действий (тест С. Розенцвейга).
Проведенное исследование может послужить основанием для создания комплексной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях дошкольных образовательных учреждений как общеобразовательного, так и компенсирующего видов.
Литература
1.Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803. — URL https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 26.01.2019).
2.Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
3.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
4.Селютина Н. И. Сформированность предпосылок эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 21 с.
5.Заречная А.А. Особенности развития коммуникативной компетентности у детей с ЗПР [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. C. 32–41 doi: 10.17759/psyedu.2018100104
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 26.12. 2017).
7. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.