НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ващилова Л.И. Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это совместная деятельность ответственных взрослых. К сожалению, не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровления своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах: «Что сегодня происходит между образовательным учреждением и родителями?» «Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия?» Принятие образовательным учреждением полностью проблем на себя не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей. Современная семья в большей мере, чем прежде, нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из потребностей и трудностей обеих сторон образовательного процесса.
Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, которые создают условия для конструктивного общения педагогов и родителей с детьми, обеспечивают открытость работы образовательного учреждения для родителей. Использование интерактивного взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Преимущества данного направления в работе с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем: минимизация времени доступа родителей к информации; возможность воспитателя продемонстрировать различные документы, фотоматериалы; обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы с родителями; оперативное получение информации родителями; обеспечение диалога воспитателя и родителей дошкольной группы; оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Наблюдая за тем, как родители не обращают внимания на информацию, размещенную на информационных стендах, не находят времени для общения с воспитателем, но вместе с тем активно посещают социальные сети в интернете, мы пришли к выводу, что можно и нужно использовать социальные сети в интересах воспитания и развития детей.
В новых формах работы с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет сотрудникам образовательного учреждения значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников - это внедрение новой системы взаимодействия педагогов с родителями для изменения их роли в процессе обучения и воспитания детей: из пассивных наблюдателей, в активных участников образовательного процесса.
Электронная почта предоставляет широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В дошкольной группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей.
Огромный потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе размещение информации на сайте образовательного учреждения. На официальном сайте образовательного учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в дошкольном структурном подразделении, традициями, узнать последние новости, и таким образом, быть всегда в курсе всех событий, происходящих в образовательном учреждении.
Социальная сеть Twitter, как интерактивная форма работы с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Опыт работы по взаимодействию с родителями с помощью создания социальной группы в сети интернет - это интерактивная форма общения родителей и образовательного учреждения. Идея создания данной группы была встречена родителями с большим интересом. Социальная группа создается с письменного согласия родителей (законных представителей). В данной группе разработаны различные рубрики.
В рубрике «Обсуждение» родители задают интересующие их вопросы, воспитатель, специалисты образовательного учреждения подбирают материал по нужной теме, и размещают их в рубрике. Плюсом является то, что материал могут прочитать все участники группы и взять полезную информацию для себя, высказать своё мнение по данному вопросу. В рубриках «Фотографии и фотоальбомы», «Видеозаписи» содержится отчет о событиях, праздниках, новостях группы. Формат данного блока очень прост и понятен: он направлен на обсуждение волнующих тем, вопросов. Здесь обмениваемся с родителями (и родители между собой) полезными советами, ссылками, интересными заметками и учимся друг у друга новому. В рубриках «Фотографии и фотоальбомы», «Видеозаписи» размещаются фотографии и видеозаписи воспитанников с согласия родителей. Проведены видеотрансляции мероприятий в онлайн-режиме с воспитанниками дошкольной группы на различные темы. Родительская общественность в ходе онлайн-трансляций получили возможность видеть своего ребенка во время проведения образовательной деятельности, не покидая дома.
Преимущества данной формы работы с родителями (законными представителями) очевидны – это возможность родителей своевременно узнать конкретную информацию о деятельности образовательного учреждения, опубликовать свои личные материалы из опыта воспитания детей.
Работа в данном формате ведет к обновлению форм и методов взаимодействия образовательного учреждения с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования современных технологий, публичности и открытости образовательного процесса, обоюдной готовности образовательного учреждения и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.

Библиографический список

1.       Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
3.       Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2015. - №12. – С. 88 – 94.
4.       Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2013.
5.       Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / М ТЦ Сфера – 2015.
6.       Степанов Е.В. Менеджмент как эффективное управление процессом воспитания [Текст] / Е.В. Степанов // - 2015.
7.       Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольниками / под ред. Л.В. Коломийченко – М.: ТЦ Сфера – 2013г.
8.       
2018